Этапы психоаналитической психотерапии

Фрагмент из методического пособия

 

Этапы психоаналитической психотерапии

 

1. Психодиагностический этап

2. Этап осознания

3. Реконструктивный этап

4. Адаптационный этап

 

1. Психодиагностический этап              6-10 сессий

В течение первой сессии психотерапевт собирает жалобы пациента или  пациентов, проводит необходимое диагностическое обследование, начинает оформление анамнеза семьи, обсуждает условия психотерапевтического контракта, формулирует рабочий диагноз и алгоритм психотерапии, оговаривая необходимый курс сессий для работы с запросом пациента или семьи.

В ходе  следующих сессий  первого этапа психоаналитик  продолжает собирать анамнез, при необходимости проводит  структурное интервью с проблемным пациентом или членом семьи. Аналитик продолжает проводить необходимые диагностические исследования. Из общего числа наиболее употребимых и оправдавших себя на практике методик в психоаналитической диагностике следует особо выделить  методики в обработке Собчик Л.Н.: ИТО, ДМО (опросник Лири), СМИЛ (ММРI),  Люшер. Проводится обсуждение полученных результатов.

Психотерапевт  формирует психоаналитическое семантическое поле как психоаналитическую культуру.  Под психоаналитическим семантическим полем в данном случае понимается  психолингвистическая семантическая система языка метода - психоанализа, которая представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями. В ходе работы происходит  информирование, прояснение границ и особенностей пространства психоаналитической сессии, формирование устойчивых ассоциаций с понятиями темперамент, характер, личность, бессознательное, «Я», обсуждаются особенности формирования  и функционирования «Супер-Эго» и «Я-Идеала».

После этого этапа психотерапевт должен предложить курс работы индивидуальному пациенту или решить, кого включить в процесс психотерапии на 2 этапе при семейном варианте.

В конце диагностического этапа проводится обсуждение результатов работы.  Психотерапевт предлагает алгоритм работы для второго этапа.

 

2. Этап осознания                                    6-10 сессий

На этапе осознания или этапе ликвидации конфликта в ходе встреч психотерапевта с пациентом или  членами семьи происходит выявление и прояснение истоков конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования пациента или каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться  неконфликтному общению. Продолжается формирование психоаналитического семантического поля.

Для этого этапа рекомендуется использование проективных методик. Учитывая распространенность  алекситимии и психосоматических заболеваний, несформированность навыков рефлексии и формирования ассоциативного ряда, проективные методы и техники дают возможность увидеть происходящее, т.к. в ходе тестирования и обсуждения полученных результатов выявляются субъективные ощущения и эмоциональные состояния испытуемых в настоящий момент (в частности, стресс, депрессия или уверенность в себе), проявляются аспекты частной жизни и черты, характеризующие личности членов семьи (тревожность, эмотивность, зависимость и т. д.). Определенные методы тестирования, например тест «Изобрази свою семью в виде животных», «Изобрази свою семью под дождем»  позволяют выявить скрытые семейные конфликты.

ТАТ, РАТ, SSTC(незаконченные предложения) и др. даю возможность увидеть направленность личности, семейный сценарий.

Также первые два этапа психотерапии (первый диагностический и второй – осознание конфликта)  мы используем в качестве «пробного анализа». Но в нашем случае это, все же, краткосрочная терапия, т.к. в качестве основной цели работы мы видим осознание причин индивидуальной или семейной проблемы.

В конце этапа  осознания проводится обсуждение результатов работы.  Психотерапевт предлагает алгоритм работы для третьего  этапа.

 

3. Реконструктивный этап           10 - 30 сессий

Третий этап характеризуется тем, что происходит ослабление проявления конфликта. Сформировано доверие к специалисту. Пациенту или семье видна картина происходящего. Осознаются вытесняемые аспекты отношений. Пациент или члены семьи начинают видеть проявления бессознательного. Обсуждаются  особенности объектных отношений, установки (семейные сценарии) партнеров и какой семейный сценарий формируется у детей.

В конце  реконструктивного  этапа проводится обсуждение результатов работы.  Психотерапевт предлагает алгоритм работы для четвертого  этапа.

 

При подведении итогов  2 или 3 этапов психотерапии, как показывает наш опыт, часто формулируется новый запрос, в случае  семейного варианта  принимается решение о прохождении индивидуальной психотерапии одним или двумя членами семьи. В дальнейшем возможно чередование индивидуальной и семейной сессий для того, чтобы семья отмечала происходящий процесс перемен у своего проблемного  члена, изменения в семейных отношениях и не блокировала их.

 

4. Адаптационный этап

Адаптационный или поддерживающий этап терапии состоит в закреплении приобретенных на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширения диапазона комфортного и эффективного. Также проводится коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни. Поддерживающий этап может продолжаться длительное время, но желательно для каждого отдельного случая оговаривать определенный курс, после чего решение о завершении терапии принимается согласованно психотерапевтом  и пациентом или семьей.

 

Ольга Тихонова, Сергей Яновский