Этапы психоаналитической психотерапии
Фрагмент из методического пособия
Этапы психоаналитической психотерапии
1. Психодиагностический этап
2. Этап осознания
3. Реконструктивный этап
4. Адаптационный этап
1. Психодиагностический этап 6-10 сессий
В течение первой сессии психотерапевт собирает жалобы пациента или пациентов, проводит необходимое диагностическое обследование, начинает оформление анамнеза семьи, обсуждает условия психотерапевтического контракта, формулирует рабочий диагноз и алгоритм психотерапии, оговаривая необходимый курс сессий для работы с запросом пациента или семьи.
В ходе следующих сессий первого этапа психоаналитик продолжает собирать анамнез, при необходимости проводит структурное интервью с проблемным пациентом или членом семьи. Аналитик продолжает проводить необходимые диагностические исследования. Из общего числа наиболее употребимых и оправдавших себя на практике методик в психоаналитической диагностике следует особо выделить методики в обработке Собчик Л.Н.: ИТО, ДМО (опросник Лири), СМИЛ (ММРI), Люшер. Проводится обсуждение полученных результатов.
Психотерапевт формирует психоаналитическое семантическое поле как психоаналитическую культуру. Под психоаналитическим семантическим полем в данном случае понимается психолингвистическая семантическая система языка метода - психоанализа, которая представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями. В ходе работы происходит информирование, прояснение границ и особенностей пространства психоаналитической сессии, формирование устойчивых ассоциаций с понятиями темперамент, характер, личность, бессознательное, «Я», обсуждаются особенности формирования и функционирования «Супер-Эго» и «Я-Идеала».
После этого этапа психотерапевт должен предложить курс работы индивидуальному пациенту или решить, кого включить в процесс психотерапии на 2 этапе при семейном варианте.
В конце диагностического этапа проводится обсуждение результатов работы. Психотерапевт предлагает алгоритм работы для второго этапа.
2. Этап осознания 6-10 сессий
На этапе осознания или этапе ликвидации конфликта в ходе встреч психотерапевта с пациентом или членами семьи происходит выявление и прояснение истоков конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования пациента или каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться неконфликтному общению. Продолжается формирование психоаналитического семантического поля.
Для этого этапа рекомендуется использование проективных методик. Учитывая распространенность алекситимии и психосоматических заболеваний, несформированность навыков рефлексии и формирования ассоциативного ряда, проективные методы и техники дают возможность увидеть происходящее, т.к. в ходе тестирования и обсуждения полученных результатов выявляются субъективные ощущения и эмоциональные состояния испытуемых в настоящий момент (в частности, стресс, депрессия или уверенность в себе), проявляются аспекты частной жизни и черты, характеризующие личности членов семьи (тревожность, эмотивность, зависимость и т. д.). Определенные методы тестирования, например тест «Изобрази свою семью в виде животных», «Изобрази свою семью под дождем» позволяют выявить скрытые семейные конфликты.
ТАТ, РАТ, SSTC(незаконченные предложения) и др. даю возможность увидеть направленность личности, семейный сценарий.
Также первые два этапа психотерапии (первый диагностический и второй – осознание конфликта) мы используем в качестве «пробного анализа». Но в нашем случае это, все же, краткосрочная терапия, т.к. в качестве основной цели работы мы видим осознание причин индивидуальной или семейной проблемы.
В конце этапа осознания проводится обсуждение результатов работы. Психотерапевт предлагает алгоритм работы для третьего этапа.
3. Реконструктивный этап 10 - 30 сессий
Третий этап характеризуется тем, что происходит ослабление проявления конфликта. Сформировано доверие к специалисту. Пациенту или семье видна картина происходящего. Осознаются вытесняемые аспекты отношений. Пациент или члены семьи начинают видеть проявления бессознательного. Обсуждаются особенности объектных отношений, установки (семейные сценарии) партнеров и какой семейный сценарий формируется у детей.
В конце реконструктивного этапа проводится обсуждение результатов работы. Психотерапевт предлагает алгоритм работы для четвертого этапа.
При подведении итогов 2 или 3 этапов психотерапии, как показывает наш опыт, часто формулируется новый запрос, в случае семейного варианта принимается решение о прохождении индивидуальной психотерапии одним или двумя членами семьи. В дальнейшем возможно чередование индивидуальной и семейной сессий для того, чтобы семья отмечала происходящий процесс перемен у своего проблемного члена, изменения в семейных отношениях и не блокировала их.
4. Адаптационный этап
Адаптационный или поддерживающий этап терапии состоит в закреплении приобретенных на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширения диапазона комфортного и эффективного. Также проводится коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни. Поддерживающий этап может продолжаться длительное время, но желательно для каждого отдельного случая оговаривать определенный курс, после чего решение о завершении терапии принимается согласованно психотерапевтом и пациентом или семьей.
Ольга Тихонова, Сергей Яновский