Интеграция практической философии в психотерапию

Лазарев Ф.В., Яновский С.С., Тихонова О.И.

ИНТЕГРАЦИЯ ПрактическОЙ Философии В психотерапиЮ

 

 

Статья посвящена проблеме практического использования философии. Автор анализирует  возможности философии как терапии  для консультирования людей  в ситуациях жизненных кризисов и необходимости сочетания медицинского,  психоаналитического и философского подхода в клинике.

 

Ключевые слова:  Практическая философия, философия старости, психоаналитическая психотерапия,  философское консультирование

 

Понятие “практическая философия” традиционно противостоит теоретической философии и ассоциируется  с философией “практического разума”. В настоящее время она объединяет совокупность таких дисциплин, которые раскрывают практическую направленность деятельностного разума: этику, философию техники, философию труда, философскую поэтику (философию творчества). Начиная с 1980-х годов конфигурация дисциплин, составляющих практическую философию, принципиально изменяется, поскольку акцент междисциплинарной практической философии смещается на ценностно ориентированное социальное действие.  Этот процесс не завершен и продолжается. В настоящее время  идет речь о применении практической философии как лекарства от экзистенциальных проблем, в связи с тем, что  философ  в отличие от  врача или психоаналитика может лечить такую «болезнь», как  поиск смысла жизни.

Поиск смысла представляет собой первичный побудительный мотив жизни каждого человека. Человек может жить и даже умереть ради своих идеалов и ценностей.

Опрос общественного мнения во Франции показал:  89% опрошенных признали, что человеку нужно "что-то такое", ради чего стоило бы жить. Более того, 61% согласился, что в их жизни есть то или кто, ради чего или кого они готовы были отдать свою жизнь. В.Франкл  повторил этот опрос среди пациентов и персонала своей венской клиники, и результаты были практически теми же, что во Франции; разница составила всего 2%. Другими словами, для большинства людей потребность в смысле – это факт, а не предмет слепой веры. [1].

Философ-практик, философ-консультант и наставник в жизненных делах, философ-Учитель - фигура , давно известная в истории философии. М.Фуко в своей работе "Забота о себе" говорит о том, что погружение в свой внутренний мир, рефлексия, философствование были в Древней Греции и Риме занятием общественным и протекали под руководством философов [2].

Уже в 7-6 в.в. до н. э семь греческих мудрецов учили житейской мудрости своих современников. Но первыми практическими философами стали софисты. Они обучали молодежь и вели беседы со взрослыми людьми, консультировали их по вопросам практической философии, передавая молодым людям определенные знания, которые, как тогда думали, могли быть им полезны в практической жизни” [3].  Протагор“сделал практическую психологию своим ремеслом: он работал за вознаграждение  со всяким, кто жаждал практического успеха и более высокой духовной культуры.  В роли практического философа выступал Сократ(469-399 до н. э) Он не столько поучал собеседника, сколько вместе с ним отыскивал истину[4].

 Первые мыслители создавали даже  учебные и исследовательские учреждения.Детище Платона — Академия. изначально была своеобразным центром практической философии [5].

Также наследие Аристотель (384-322 до н. э.).  мы рассматриваем как труд практического философа [6].

Цицерон (106-43 до н. э.) сыграл большую роль в деле популяризации философии и признания ее практического значения [7]. В ряду практических философов древности  одно из первых мест по праву принадлежит Сенеке(5 до н.э. - 65 н.э), чья  мысль была обращена не к философам-коллегам, а ко всякому, кто задумывается о жизни [8].

Боэций (“Утешение философией”, 524 г.) продолжил дело Цицерона и Сенеки. Он сохранил для нас поистине драгоценный опыт исцеления-утешения философией [9].

В течение следующих столетий, вплоть до эпохи Возрождения практическое применение философии не было востребовано христианскими философами. Но мыслители эпохи Возрождения,  по словам Гильома Буде, спустили философию с небес на землю. Они решили заставить ее отвечать на вопросы о жизни и морали и о вещах хороших и дурных» [10]. На этой почве возрождалась античная традиция гуманизма. С него началось движение к осознанию людьми самих себя.  В дальнейшем Пико Делла Мирандола (1463-1494), Эразм Ротердамский (1469-1536),  Мишель Монтень (1533-1592), Ф. Бэкон (1561-1626)  были сторонниками практического использования-применения знаний, популяризации науки и философии. Таких выдающихся философов как И. Кант (1724-1804), Гегель (1770-1831),  А. Шопенгауэр (1788-1860)  можно без оговорок называть практическими философами.

В наше время потребность в поиске смысла жизни, философского отношения к  многочисленным проблемам  возрастает. Давайте хотя бы в течение одной недели постараемся вести анализ выпусков новостей на разных телеканалах и радиостанциях. Какую общую тенденцию мы отметим? Очень большое количество негативной информации. Глобальные проблемы в сфере экологии, экономики, политики, здоровья целых наций, моральных устоев, демографии демонстрируют кризис человечества. А непрерывный разговор об этом усиливает этот процесс. Образуется замкнутый круг. Думается  именно практическая философия может его разомкнуть.

Таким образом, практическая философия  — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). А практический философ — это философ, который  проводит консультирование-собеседование-исповедание. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья [11].

Основные аргументы в пользу введения института практических философов приводит Балашов [12].

1. Философ, в отличие от представителей других профессий (психологов, врачей, юристов, сексологов, священников и т.д.), целостно рассматривает человека, во всех его жизненных проявлениях. Именно он способен разговаривать с человеком как с человеком, учитывать все аспекты человеческого бытия-опыта и как бы дирижировать всем инструментарием воздействий на человека. Психолог-психоаналитик ищет решение человеческих проблем в психике, врач — в восстановлении здоровья, юрист — в эффективном использовании законодательства и т.д. Лишь философ может оценить, какое средство следует использовать в тех или иных ситуациях. И именно он может предложить комплексное использование различных средств, т. е. координировать-дирижировать.

2. Кроме того, философ располагает таким средством решения человеческих проблем, каким не располагает профессионально ни один представитель какой-либо другой человечески-ориентированной деятельности. Этим средством является мысль. Профессиональный философ — это человек, сделавший мышление (рассуждение, аргументацию, убеждение, критику) своей профессией. И именно он, только он, может профессионально использовать мысль-мышление в качестве средства воздействия на человека для решения его проблем.

3. Нужно иметь в виду, что философия незримо присутствует в сознании людей, хотят они этого или нет. Люди так или иначе обсуждают философские проблемы, не называя их философскими. Эти обсуждения большей частью неквалифицированные и невежественные. Целое море псевдофилософских рассуждений можно встретить в теле- и радиопередачах, в кинофильмах, в книгах, газетах и журналах. Кроме того, многие специалисты-человековеды (психологи, врачи, юристы, священники и т.д.) помимо сугубо профессиональных разговоров и рекомендаций ведут со своими клиентами чисто философские беседы и дают советы философского характера. Они работают, по-существу, на поле практической философии.

4. Введением института практических философов возрождается хорошая древняя традиция.

 

Опыт работы в Научно-практическом центре наркологии и психосоматической медицины «Медисса» показал нам, что с экзистенциальными вопросами  смысла жизни,  поиска жизненных целей обращается каждый человек, проходящий кризисные периоды своего развития.

Первым таким кризисом становится подростковый возраст. Для поиска свой идентификации молодому человеку необходимо осознание целостности себя и своего места в мире,  иначе развивается отрицательный полюс – неуверенность в понимании собственного «Я». 

Взрослость ставит свои задачи. Характерная особенность взрослого периода жизни -  способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над будущим, жизнью общества. Т.е, у кого чувства сопричастности не выработалось, сосредотачиваются на удовлетворении своих потребностей. Развивается  само поглощенность, эгоцентризм. Основные кризисы этого периода: кризис 30 лет и кризис 40 - 45 лет  или 45 – 55 лет. Первый известен как период  пересмотра жизненных схем. В ходе второго осуществляется – 2-й пересмотр, когда может оказаться что цели и планы жизни не были осознаны или не осуществились. Далее возможны кризисы в семье и на работе, усталость, депрессивность [13].Все перечисленное выше говорит о том, что  необходимо   учитывать возрастные особенности  в работе с клиентами во время консультирования.

Но даже в эти  кризисные периоды крайне необходим комплексный подход. Начинать работу с обратившимся за помощью человеком следует  с консультации врача, психоаналитика. Первые диагностические встречи дадут возможность  определить нуждается ли данный клиент в консультировании, коррекции или психотерапии. Если будет диагностировано расстройство или заболевание, то, конечно же, работать с таким человеком должен врач, затем психоаналитик и практический философ.

Пожилой возраст  65 – 75 лет– характерен переосмыслением жизни. В этот период работа в психоаналитической парадигме менее результативна. Духовные раздумья, становление окончательного представления о себе,  своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию более эффективны при поддержке практического философа. Но и в этом возрасте первым должен начать встречу врач.

Старость (75 лет)  приносит осознание факта ухудшения здоровья и старения тела и поиск  необходимого равновесия. Здоровая личность без ужаса принимает мысль о смерти.  Задача  этого возраста  становление окончательного представления о себе,  своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию,  ощущение ценности и осмысленности жизни.  Для этого периода характерны: все возрастающая приверженность к порядку и осмысленности, переживание мирового порядка  и духовного смысла прожитой жизни; принятие своего пути, как единственно должного и не нуждающегося в замене; отличная от прежней любовь в своим родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в человеческой культуре.

Ученые уже  пытались ранее тематизировать старость как предмет философского анализа и даже предложили конституировать особую философскую дисциплину — геронтософию, которая бы специально занималась философией старости [14].

Как видите, даже при простом перечислении особенностей возрастного развития, видно, что философские проблемы характерны для каждого периода в жизни человека. Но каждый их проходит по-своему. Поэтому, суть практической философии (софологии) именно в этом: в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе.[12].

А. В. Соколов еще в 1988 г. писал: “Для того, чтобы продемонстрировать практическую полезность, философия должна дать отвечающий потребностям индивидуальной повседневной практики продукт.  Именно таким продуктом может служить “практическая философия”. Философия может быть полезной человеку как жизнеучение, как мудрость. В этой своей функции она в состоянии успешно конкурировать с религией, также выступающей по отношению к индивиду как жизнеучение[16].

Задача практического философа: постоянно высвечивать, проявлять эту связь общего и отдельного, связь фундаментальных философских и конкретных жизненных вопросов1.

Но до сих пор, как отмечает Лосев А.Ф. контакт философа-профессионала с нефилософом  до сих пор ограничен либо преподаванием философии, либо через философские тексты, либо устными выступлениями перед той или иной аудиторией, либо немногочисленными общениями на разных форумах (конференциях, семинарах, симпозиумах и т. п.). В одних случаях контакт односторонен, в других размыт в разных коллективных общениях. По-настоящему общение философа с нефилософом возможно лишь в индивидуальной живой беседе, специально для этого предназначенной. Безусловно прав был Платон, когда указывал на недостаточность философских текстов и необходимость живого контакта философа с нефилософом [6].

Учитывая все сказанное,  следует выделить такие цели работы (консультирования-беседы) [12] практического философа:

1. Прояснение смысла жизни.

2. Содействие в поисках жизненно важных ответов (куда идти? что делать? какой путь выбрать? что такое добро?).

3. Создание интеллектуальных предпосылок для выхода из конфликтных ситуаций (житейских, профессиональных, творческих, любовных, семейных...).

4. Философская терапия (утешение и лечение философией).

5. Профилактика (предупреждение) возможных ошибочных решений, аморальных поступков, преступлений, самоубийства.

Наконец-то мы определились с целями и задачами работы практического философа или философа-терапевта. Пришел пациент, нуждающийся в умном и понимающем философе-консультанте, который проведет его через экзистенциальные кризисы жизни.

Кто станет таким попутчиком?  Какова должна быть его подготовка? Думается, что одного диплома о высшем образовании тут недостаточно. Должна быть разработана систем подготовки таких специалистов в форме интернатуры,  асистенства или иной,  в ходе которой  под руководством опытных коллег они смогут получить опыт оказания философской терапии, освоят методы для такой работы. Среди методов работы практического философа[12]  можно отметить следующие:

1. Философское консультирование (вопросы и ответы).

2. Беседа, дискуссия, диалог.

3. Анализ конкретных ситуаций.

4. Разговор по душам (дать возможность высказать всё накопившееся-наболевшее, сверить свои мысли с мыслями философов, ликвидировать или минимизировать пробелы, белые пятна в понимании себя и других).

5. Откровенный разговор (с обязательным условием сохранения тайны)

6. Практические советы, разъяснения, аргументация, убеждение, критика.

Думается, что не каждый дипломированный философ будет вызывать доверие, которое необходимо для откровенного разговора по душам. Следует вспомнить, что в отличие от интеллектуального коэффициента, коэффициент эмоционального интеллекта развивается. Следовательно,  следует пройти необходимый курс  теории по оказанию терапии,  курс развития таких качеств, как эмпатия,  человеколюбие.  Не менее важно определиться с критериями отбора специалистов, их сертификации.  

Философское размышление не тождественно рациональной психотерапии - " ну и что будет, если это случится?", не редуцируется исключительно к разбору конкретного случая. Оно подводит непосредственно к ценностному фундаменту любых оценочных суждений, дает основание для принятия либо отвержения, одобрения или порицания собственных поступков, мыслей и чувств, формирует устойчивую сеть смысложизненных координат. И, что очень важно, философия делает ведущие эмоционально-смысловые ориентиры явленными и внятными для самого человека, проясняет ему его жизненные установки со всеми вытекающими из них последствиями [12]. Философия - обоюдоострое оружие, поэтому далеко не всегда способна выступать в качестве силы, излечивающей человеческий внутренний мир. Нередко, напротив, она может выступать как демоническое начало, способное привести душу в смятение, нарушить покой, ужаснуть. Это связано с ее приверженностью сомнению, со свойственной ей иронией, порой резко критическим взглядом на действительность. Поэтому важная задача – определение границ в работе философа-терапевта и границ этого метода.

В настоящее время в  литературе уже описываются примеры работы центров практической философии. Поиск в Интернет показал, что такой центр работает в России  в Москве. Он предлагает всем желающим  услуги консультирования по вопросам жизни-смерти, развития, выбора профессии, творчества, любви, брака и семьи, взаимоотношений родителей и детей, философской терапии, предупреждения наркомании, самоубийства, преступлений, аморальных поступков и т.  В методическом описании работы указывается, что условием работы такого центра является его  сугубо философская направленность.

Для анализа  эффективности такого подхода  следует  учитывать данные ВОЗ, приведенные по результатам  исследования «Психическое здоровье в мире 2000».  Исследование были проведены в в 24 странах мира. Украину единственную среди стран бывшего СССР включили в эту программу. Исследование в нашей стране осуществлялось международной группой ученых и специалистов под руководством трех исследовательских центров — Государственного университета Нью-Йорка в Стоуни-Брук, Киевского международного института социологии и Ассоциации психиатров Украины. Работы в Украине финансировались правительством США и проводились под контролем Гарвардского университета и ВОЗ.

Распространенностью психических расстройств в  странах мира  такова: треть населения страдает такими расстройствами. На общем европейском фоне Украина выделяется более высокой распространенностью психических расстройств, особенно мы лидируем в Европе  по количеству депрессий. Кроме того, по предварительным данным, эти показатели значительно отличаются в различных возрастных группах. Так, в европейских странах депрессии превалируют среди молодежи, тогда как в Украине этот вид психического расстройства характерен для старших возрастных категорий и в особенности пожилых людей.  Вряд ли ситуация в России кардинально отличается. Именно поэтому мы утверждаем, что  любая терапия должна начинаться с диагностики  состояния здоровья.

И вправду было бы наивно однозначно рассматривать любое философское учение как универсальную лекарство, панацею. Не всякие философские идеи имеют прямое психотерапевтическое применение. Порой применение философских идей в психотерапевтической практике очень сильно трансформирует их, так, что целые смысловые блоки оригинальной концепции оказываются утраченными. Так, например, на наш взгляд, идеи М.Хайдеггера очень мало подходят для гармонизации внутреннего мира, поскольку общий тон автора напоминает мрачную ворожбу, а настойчивое повеление все время обращаться к бытийному ужасу, переживать "страх Ничто" может скорее вызвать невротическую тревогу, нежели избавить от нее [2].

Несомненно, мало подходящими для использования в психотерапевтических целях являются взгляды философов-постмодернистов. Ими можно скорее, смутить и огорчить, вызвать раздражение и агрессию, нежели привести в гармонию. Так пессимистические пассажи Ж.Бодрийяра о засилии симулякров, мрачные пророчества Ж.Лиотара о печальных перспективах знания, представление Ж.Делезом всего мира как поля флуктуации обезличенных шизопотоков производят негативное впечатление даже на психологически устойчивых, вполне здоровых людей. Если не был невротиком, так станешь. Именно поэтому применение философии в целях оздоровления души - дело тонкое, требующее высокой степени чуткости, соблюдения врачебного принципа "Не навреди!"  [12].

Следовательно, не меньшего внимания заслуживает разработка этических требований к работе практического философа. На данный момент в опубликованной литературе приводятся такие правила:

1. Максимум уважительного отношения к пациенту.

2. Конфиденциальность беседы, безусловная тайна

исповеди.

3. Соблюдение принципа “не навреди”.

К сожалению, практическая философия (в своем основном значении) пребывает еще в зачаточном состоянии. Общество только сейчас начинает осознавать, что философия может непосредственно (без посредников разного рода) влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми — подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам [2]. Все перечисленные особенности  отбора, подготовки  философов-консультантов нуждаются в практической отработке  в рамках специализированного  проекта.

 

 

Список литературы:

 

1.        .Франкл В. Доктор и душа/ В. Франкл --  СПб.: Ювента, 1997, с.242-279

2.        Золотухина-Аболина Е.В Философия как психотерапия. Терапевтические возможности философии.

3.        Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел -- Т. 1, Новосибирск,1994. С. 85

4.        ЛаэртскийД. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Д. Лаєртский -- М., 1986. С. 102.

5.        ВасильеваТ.В.Афинская школа философии/ Т. Васильева -- М., 1985. С. 109.

6.        ЛосевА.Ф. , А.А.Тахо-Годи. Платон. Аристотель/ А. Лосев --  М., 1993. С. 248.

7.        МайоровГ.Г. Цицерон как философ. См.: Цицерон. Философские трактаты/ Г Майоров -- М., 1985. С. 16-17.

8.        Сенека. Нравственные письма к Луцилию. С. 349-350. 2 См.: Платон./Собр. соч. в 4-х тт. Т. 4. М., 1994. С. 626.

9.        Боэций. Утешение философией и другие трактаты/ Боєцій -- М., 1990. С. 396.

10.     Гильом Буде. Филология/ Б. Гильома --  Париж. 1552 г.

11.     Балашов Л. Е. Практическая философия/Л. Балашов -- Статья из Вестника Российского философского общества, № 3, 2000 г.

12.     Балашов Л.Е.Практическая философия или софология/ Л. Балашов  — 2-е издание, с изменениями, расширенное. — 574 с.:

13.     Эриксон Э. Детство и общество/ Э. Эриксон --СПб., 1996.- С. 6-22. 

14.     Пигров К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости // Философия старости: геронтософия / К. Пигров -- Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.3-6

15.     Соколов. А.В.  Объективные трудности и пределы сближения философии с жизнью // А. Соколов  — Характер и способы связи  философии с жизнью (тезисы к научной конференции) / -- М., 1988. С. 61-61.

 

Integration of practical philosophy in psychotherapy

 

 

Lazarev F., Yanovsky S., Tikhonova O.

 

This article is devoted to the problem of practical use of philosophy. The author analyzes the opportunities of philosophy as therapy in people consultation in situation of life crises and necessity to combine medical, psychoanalytical and philosophical approach in clinic.

Kewwords:Practical philosophy, philosophy of old age, psychoanalytical psychotherapy, philosophical consultancy.    

 

 

 

 

 

 Інтеграція практичної філософії в психотерпію

 

 

Лазарев Ф. , Яновський С., Тихонова О.

 

Стаття присвячена проблемі практичного користування філософії. Автор аналізує можливості філософії як терапії для консультації людей, котрі знаходяться у ситуації життєвої кризи та необхідності  інтеграції медичного, психоаналітичного та філософського похода в клініці.  

Ключові слова: Практична філософія, філософія похилого віку, психоаналітична психотерапія, філософське консультування.