Антропология семьи и семейная психоаналитическая психотерапия. Профилактика и лечение семейных отношений.

Антропология семьи и семейная психоаналитическая психотерапия

Профилактика и  лечение семейных отношений

 

С.С.Яновский

 

Статья посвящена проблеме негативных  процессов в семье, начавшихся в 20 в. Автор анализирует  антропологический и психоаналитический подходы и их  сочетание для эффективного  решения данной проблемы.

Ключевые слова: антропология семьи, семейная психоаналитическая психотерапия.

 

Семья один из самых древних социальных институтов. Ее  значение,  как в жизни

 общества,  так и  в жизни каждого человека сложно переоценить. Как социальная общность во всех цивилизациях семья выступала важнейшим элементом развития, являлась и является залогом стабильности, поскольку общество воспроизводит себя в семье.

Человеческая личность, возникновение которой в-себе осуществляется как тайна, феноменологически представляется результатом воздействия и местом пересечения стихийно и направленно формирующих ее сил, многообразие которых оказывается слитым в субстанциальном единстве ее внутренней жизни. Первым человеческим сообществом, в которое вступает человек по факту своего рождения и посредством которого формируются первые его впечатления/представления о мире, оказывается семья [1].

Негативный характер семейных трансформаций, начавшийся  в 20 и продолжающийся в 21 веке, обостряется, накладываясь на  антропологический кризис. Невыполнение семьей социальных функций: репродуктивной и функции социализации привело к депопуляции населения и ухудшению воспитания подрастающего поколения.

Следствием этого процесса явился беспрецедентный рост преступности, алкоголизма и наркомании, других проявлений кризиса, который следует назвать кризисом человека.

Можно согласиться с мнением основателя и президента Римского клуба Ауреллио Печчеи: «…суть проблемы, которая стала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменения человека, его внутренней сущности» [2]. Человек в данной ситуации испытывает все большие затруднения в адекватном восприятии окружающей его природной, общественной и культурной реальности. Все это создает атмосферу отчужденности, которая проявляется в бессилии личности перед внешними, объективными обстоятельствами жизни, в ощущении обособленности, исключенности человека из общественных связей, в утрате личностью своего «я».[3]

Между тем, как отмечает Бессонов Б.Н., материальные потребности человека, его желания постоянно растут, а, в сущности, постоянно удовлетворяются, а духовно, он все еще, что называется, не на «высоте», духовно он зачастую становится беднее, черствее, отчужденнее, то есть бесчеловечнее» [4]. Поэтому   необходимо  объединение  усилий философской антропологии, в первую очередь антропологии семьи и семейного психоанализа.  Философское осмысление происходящих процессов необходимо для поиска действенных профилактических мер для восстановления  утраченных функций семьи, семейный психоанализ  должен формировать культуру  здоровых семейных отношений и лечить их.

Также семейный психоанализ дает теоретические возможности выхода за рамки семьи к более широким общественным отношениям. Обратный процесс перехода от глобальных общественных отношений к семейным оказался значительно более трудным и более поздним [5].  Этот интерес только к взрослым Ж.-П.Сартр отмечал, например, у марксистов. «Почитать их,— иронически замечал он,— так можно подумать, что мы появляемся на свет в том возрасте, когда получаем свой первый заработок: они забыли собственное детство»[6]. В какой бы семье ни родился человек, он всегда рождается ребенком.   Но   политики, социологи, представители других  специальностей, изучающие современные процессы в обществе, не уделяли должного внимания тому, что  прообразом общественных отношений для каждого конкретного человека являются его семейные отношения. А базовое доверие или его отсутствие закладываются в течение первого года жизни ребенка [6]. Именно   оно влияет на  отношения человека и к обществу, и к другим людям. Поэтому кризисные процессы общества и семьи взаимосвязаны.

Семейная проблематика начинает разрабатываться, прежде всего, в антропологии. Центральное внимание при этом уделяется анализу форм семьи и семейных структур, особенностям семейного образа жизни [8].

Согласно современным представлениям, антропология семьи - изучение семейно-родственных связей, экономической и социальной основы семьи, межличностных отношений [9]

Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает его в них с рождения. Отсюда важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны. Именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются основы личности: память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность.

Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я». Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия - так называемый семейный сценарий [10].

Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка. Важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, дает чувство защищенности и безопасности, поддерживает уверенность в себе. Отношения, в которых ребенок формируется в детско-родительской семье, он потом воспроизводит в своей семье, переносит на отношения между различными членами общества  и все общество в целом. Так семейные проблемы становятся социальными проблемами. Человек, не получивший необходимой ему заботы и любви в детстве, выплескивает обиду и злость на общество.

Здоровая семья может  и должна быть основой для стабилизации общества, преодоления социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики.

Потребность в семейной терапии стала  осознаваться в обществе и возрастать с середины 20 века.  Психотерапевтами разных школ и направлений давно был замечен тот факт, что возвращение в реальную семью после курса индивидуальной терапии может погубить самые обнадеживающие изменения в пациентах, отбросив их к прежним моделям поведения. Парадоксальными последствиями успешной индивидуальной терапии могут быть также резкое ухудшение супружеских взаимоотношений, возникновение новых проблем и заболеваний у остальных членов семьи.

Попытки предотвратить подобные явления дали импульс развитию семейной психотерапии, где в качестве объекта терапевтической помощи стала выступать вся семья в целом, а целью работы стало изменение скорее стереотипов взаимоотношений, чем персональных характеристик ее членов  [10].

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных и других расстройств как в семье в целом, так  и у ее членов. Семейная психотерапия включает вопросы медицинского, профилактического, лечебного, реабилитационного воздействия на семейные отношения  [11].

Мнения исследователей о том, кто был основоположником семейной психотерапии, существенно расходятся. Одни называют имя  Фрейда, ссылаясь на то, что на психоаналитическом конгрессе в Нионе в 1936 году основная тема обсуждения носила заголовок «Семейные неврозы и невротическая семья» [10].  Так же  отмечают, что исторически первым  считается психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций [12].

Другие исследователи возникновение семейной психотерапии относят к 50-м годам нашего столетия и обычно связывают с. работами одного из ее пионеров N. Ackerman. В своей книге «Психодинамика семейной жизни» автор указал на необходимость исследования семьи при изучении ряда психических заболеваний, предложил методы диагностики семьи и воздействия на нее в медицинских целях [13].

Классический психоанализ вряд ли можно назвать свободной от противоречий психотерапевтической школой, но он сохраняет цельность и единство своих теоретико-методологических оснований и преемственность форм и методов аналитической практики. Основные положения фрейдовского учения — теория структуры и функциональной динамики психического аппарата, представления о стадиях развития личности, этиологии психических нарушений и способах их лечения — прихотливо эволюционировали в рамках различных глубиннопсихологических школ, но при всем многообразии существующих ныне вариантов они более или менее схожи.

Психоанализом З.Фрейд называл «работу, посредством которой  мы возвращаем в сознание больного вытесненные психические содержания.

Психоаналитик учит пациента понимать весьма сложный состав  психических образований, приводя симптомы к лежащим в их основе побуждениям и влечениям, и, показывая больному  в его симптомах дотоле не признанные мотивы и влечения. Мы также показываем больному в тех психических явлениях, которые считаются патологическими, что он не вполне осознает их мотивы, что их породили другие влечения и побуждения, оставшиеся ему неведомыми [14].

Концентрация внимания на человеке, совершенная психоанализом, до сих пор недостаточно оценена, в том числе в силу шокирующего характера сексуальных фантазий. Многие обсуждаемые им сюжеты — инцест, сексуальное насилие, кастрация, Эдипов комплекс и т.п. — для консервативного менталитета не стали предметом вдумчивого, размышляющего, заботливого обсуждения. Но какое бы социокультурное содержание мы ни вкладывали в понятие сексуальной зрелости, в способность любить другого человека, свое выражение оно находит в поведении, в поступках, в которых осуществляется разрыв с детством [5].

Задачей психоанализа является достижений инсайта – то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов, исследуется соотнесение в них внутреннего и внешнего, сознательного и бессознательного, индивидуального и межличностного психических уровней [11].

Психоаналитическая теория представляет собой, по сути, суждение о том, как сложная внутренняя жизнь каждого ребенка во взаимодействии с окружением становится интрапсихически структурированной, а затем «пигмалионизированной» в его семейной или профессиональной жизни [15].

Вся наша взрослая жизнь  перекликается с детским опытом, когда от тебя ожидали подчинения диктату старших. И после этих унижений раннего детства мы должны прийти к соглашению с реальностью.

Психоанализ  оказал большое влияние на развитие семейной психотерапии во всем мире. В настоящее время психоанализ остается самым распространенным теоретическим подходом. 

Для всех теорий психоаналитической ориентации общими остаются следующие положения: причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт; детерминанты неэффективных способов взаимодействия лежат в сфере бессознательного; терапия должна быть направлена на осознание членами семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих их поведение и порождающих конфликты. Тогда как в неопсихоаналитических подходах значительную роль играют интерперсональные отношения как причины семейных конфликтов. Терапевт занимает более активную позицию, не только интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и директивно вмешиваясь в семейные взаимодействия.

Цели психоаналитической семейной психотерапии — из­менить участников психотерапии таким образом, чтобы они могли взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе актуальной реальности, а не на базе неосознаваемых образов прошлого, т. е. научились различать паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, обслуживающие потребности членов семьи в ситуации «здесь-и-теперь», от паттернов, возникших в глубоком детстве [10].

«Семейная терапия, в которой как и в группе констелируются архетипические ситуации, наряду с  теневыми проекциям Анимы и Анимуса зачастую позволяет также выявить возникающие из-за них всевозможные коммуникативные затруднения. Благодаря работе с обоими партнерами в рамках супружеской терапии, несомненно, можно избежать разрыва отношений между ними, чего нельзя предотвратить в индивидуальном анализе. Вместе с тем очень сложная проблема, как правило, состоит в том, чтоб выйти из фазы взаимного раздражения и подвести пациентов к пониманию того, что им необходимо устранить негативные проекции Анимуса и Анимы». Широко используется техника «свободных ассоциаций», в которых проявляются паттерны семейных взаимодействий [16].

В настоящее время семейный анализ представляет собой достаточно гибкий подход. Считается, что допустима любая комбинация — работа со всеми членами семьи, работа с членами семьи по отдельности, работа с супружеской парой и т. д. [10].

Психоаналитический подход помогает найти ответы на вопрос о том, как, находясь в близких отношениях с кем-либо, не терять собственной индивидуальности и не растворяться в другом. Также необходимы для семейной пары исцеление от психологических травм, пережитых в прошлом (например, в случаях пережитого насилия или потерь) и  поиск выхода из  актуальных проблем в настоящем.

Методологической основой семейной психоаналитической психотерапии являются объект-теории. Среди исследователей, положивших начало и способствовавших дальнейшему развитию объект-теорий, - З.Фрейд, М.Кляйн, Р.Фэрнбер, Д.Винникотт, М.Балинт, О.Кернберг, А.Фрейд. Дж. Боулби, Гантрип, Сьютерленд, Дж. Кохон, Р.Спитц, Х.Хартманн, Э.Эриксон, Дж. Сандлер, Якобсон, Эмди, М.Малер, В.Р.Байон, Д.Штерн, Х.Кохут, Г.Левальд и др.

Поскольку ученые-психоаналитики переключили свое внимание от инстинктов на объектные отношения, вместо инфантильной зависимости и неполноценного развития Эго ключевыми проблемами стали Эдипов комплекс и подавлен­ные инстинкты. Продиктованное страхом стремление уйти от объектных отношений, которое начинается в раннем детстве, сегодня считают самой глубокой причиной психологических проблем.

Согласно Дж. Фрамо, в семейной психологии, психоаналитической психотерапии должны приниматься во внимание следующие основные положения теории объектных отношений:

- человечество как вид изначально находится в постоянном поиске объектов;

- человек неспособен реально изменить объекты, поэтому создает их внутренние психологические дубликаты;

- внутренние дубликаты не постоянны, они претерпевают изменения по мере возникновения новых отношений между людьми:

- люди актуализируют текущее взаимодействие для решения прошлых конфликтов;

- выбор партнера и отношение с детьми имеют в своей основе проективный процесс, в результате которого супруг и дети замещают отсутствующие фигуры из прошлых, первичных, объектных отношений [17].

Теории объектных отношений позволяют проследить закономерности и механизмы изменений бессознательных паттернов во внутренних отношениях каждого из супругов (членов семей), а затем их межличностных отношений. Методологически важно рассматривать в семейном психоанализе не индивидуальность саму по себе, а семейные отношения в динамике, в процессе жизненного цикла семьи, семейные защиты, взаимодействия, уровень развития каждого из членов семьи в личностном плане и соотнесение его с уровнем взаимоотношений в родительско-супружеской семье. Исследуются проблемы родительско-детских отношений в семье каждого из супругов, а затем их проявления в супружеских, родительско-детских отношениях в актуальной супружеской семье. Таким образом, объект-теории дают возможность концептуально объяснить механизмы взаимодействия интрапсихических и интерпсихических явлений в семье, образования различных типов семейной психопатологии и разработать содержательно семейную психоаналитическую психотерапию [18].

Психоаналитиче­ская семейная терапия, несомненно, действует активнее, чем классический психоанализ; тем не менее, она остается недирективным процессом раскрытия.

Психоаналитические семейные терапевты подчеркивают, что члены семьи в своих диалогах скрывают правду в основном не осознанно, а скорее за счет вытеснения. Попытка добраться до вытесненного содержания вызывает сопротивление, часто в форме переноса. В семье сопротивление носит коллективный характер и чаще проявляется более открыто, чем в индивидуальной терапии. Фактически целью любого вида психоаналитической терапии является анализ сопротивления и попытка с помощью переноса установить связь между прошлым и настоящим.

Откровенные обсуждения семейных проблем обычно болезненны, и члены семьи делают все, чтобы этого избежать. Чаще всего такое сопротивление выражается в стремлении работать индивидуально, чтобы избежать разговора о семейных проблемах; в стойком желании разговаривать с терапевтом, а не с другими членами семьи; в стремлении избежать конфликтных тем; в навязывании роли «козла отпущения»; в бегстве от конфронтации с помощью депрессии; в постоянном отказе обсуждать собственную роль в проблемных взаимоотношениях.

Поскольку пациенты семейной терапии обеспокоены вопросами публичного разоблачения и самозащиты, терапевты должны предоставить им безопасность. Это необходимо и для раскрытия материала анализа, и для работы с этим материалом во время сеансов. Когда достигнута атмосфера безопасности, семейный терапевт может выявлять проективные механизмы и вновь возвращать их в супружеские взаимоотношения. Затем супруги «вернут себе» те части себя, которые они спроецировали на партнера. Как только исчезает потребность полагаться на проективную идентификацию, супруги получают возможность принять обремененные комплексом вины либидозные и агрессивные части своего Эго, которые были отчуждены. Терапевт помогает супругам проработать интроекции своих родителей, что позволяет им понять, как сегодняшние трудности зародились из бессознательной попытки закрепить старые конфликты их родительских семей.

Таким образом, психоаналитики, работающие с семейными парами, исследуют супругов в четырех направлениях: (1) внутренние переживания; (2) история этих переживаний; (3) то, как партнер вызывает эти переживания, и, наконец, (4) то, как обстановка терапевтического сеанса и участие терапевта может влиять на то, что происходит между партнерами [10].

Специальные техники семейной психоаналитической психотерапии по Н.Аккерману [13]: противодействие неуместному отрицанию, смещению и рационализации конфликта; трансформация скрытого, неявного конфликта в открытую форму взаимодействия; поднятие скрытого внутреннего конфликта до уровня межличностного взаимодействия; нейтрализация паттернов формирования роли "козла отпущения", укрепляющей позицию одного из супругов за счет принесения в жертву другого; преодоление сопротивления и ослабление общего конфликта, чувства вины и страха посредством конфронтации и интерпретации; проигрывание роли родителя со стороны психотерапевта, контролирующего межличностную опасность, служащего источником эмоциональной поддержки и удовлетворенности, обеспечивающего недостающие супружеской паре эмоциональные составляющие (улучшение комплиментарности отношений); использование психотерапевтом самого себя в качестве "инструмента" для тестирования реальности; просветительская функция психотерапевта и его демонстрация на собственном примере полезных моделей "здорового" взаимодействия между супругами.

Харитонов А. предлагает четыре этапа семейной психоаналитической психотерапии в соответствии с ее задачами: психодиагностический, этап осознания, реконструктивный (согласование отношений) и адаптационный [18].

1. Психодиагностический этап. Установление вербального и невербального контакта с семьей (членом семьи, диадой). Знакомство с каждым членом семьи, характеристикой жизненного цикла данной семьи.

Предварительная психодиагностика уровней личностной психопатологии (психологических проблем) членов семьи, типов семейных проблем (конфликтов, трудностей, нарушений), актуального состояния психофизического здоровья членов семьи и их семейных объектных отношений, взаимодействий в соответствии с индивидуальной структурой.

Начало исследования глубинно-психологических причин (родительская семья), межличностных причин (юношеский период, предбрачный этап, актуальная супружеская семья), психологических факторов воинской деятельности мужа-отца военнослужащего (объективные и субъективные факторы учебной, служебной, боевой деятельности, влияющие на объектные отношения в семье).

Дифференциация различных биофизических факторов (болезни, образ жизни, негативные привычки и др.).

Исследование актуальных причин психологических личностных семейных проблем (актуальная проблемная социально-психологическая ситуация в семье профессионального военнослужащего).

2. Этап осознания. Дальнейшее исследование глубинно-психологических, межличностных, деятельностных причин личностных и семейных проблем.

Достижение ряда инсайтов (эмоционального, когнитивного осознания) основных глубинно-психологических причин (психотравмы раннего детства, подросткового периода; неконструктивные стили воспитания (социализации); застревания (фиксации) на соответствующих стадиях психосексуального развития, ранних объектных отношениях (значимых фигурах); неадекватная психосексуальная, полоролевая идентичность и др.).

Осознание негативных, деструктивных внутренних объектных отношений и рассогласования межличностных отношений, потребностей, ожиданий, представлений и притязаний супругами.

При этом максимальное самосознание, принятие, преодоление самих себя (сопротивления, неадекватных - переносных объектных отношений).

Достижение определенного начального уровня саморегуляции взрослыми членами семьи и подростками.

3. Реконструктивный этап (согласование отношений). Согласование, конструирование психофизической (сексуальной) составляющей, достижение относительной совместимости (в соответствии с личностными, возрастными особенностями супругов, других членов семьи, этапами жизненного цикла семьи).

Согласование, реконструкция новых объектных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, родственно-семейных), их составляющих – эмоционально-потребностной, когнитивной и поведенческой сферы. Достижение в целом наиболее полного понимания и принятия друг другом членов семьи, изменения их отношений в сторону гармонизации, зрелости.

4. Адаптационный этап. Приспособление к новому уровню психологической зрелости - личностей супругов, других членов семьи, их объектных отношений, к реальной жизненной ситуации на конкретном этапе жизненного цикла данной семьи. Адаптация и выход из психотерапевтического процесса членов семьи. Формирование мотивации, установок к самостоятельному преодолению в дальнейшем проблемных личностных, семейных ситуаций посредством различных методов психологической самопомощи.

В настоящее время такой психоаналитический подход считается достаточно эффективным. Подтверждением этому может служить тот факт, что в Европейской ассоциации психотерапевтов и психоаналитиков (EFPP) создана секция по семейному психоанализу. Этот же процесс происходит и в Украине. В стадии формирования отделение семейного психоанализа в Ассоциации психотерапевтов и психоаналитиков Украины (АППУ). Стартовал пилотный проект по  подготовке семейных аналитиков. В рамках первого этапа этого проекта прошли три семинара, включавшие в себя  18-часовой теоретический курс,  подготовленный  членами секции семейной психоаналитической психотерапии АППУ. Научно-практической базой при   подготовке данного курса   стал научно-практический центр наркологии и психосоматической медицины «Медисса».

При подготовке лекций мы столкнулись с рядом проблем: с отсутствием в опубликованных  работах разработанной теории по  семейной  психоаналитической психотерпии, большое количество пациентов можно отнести к разряду не анализируемых, необходимостью гибкого и комплексного подхода к каждому, поскольку пациенты, обращающиеся к нам,  среди жалоб указывают не только психологические проблемы, но и соматические. 

В ходе  первого этапа работы мы  диагностируем не только психологические проблемы, но и расстройства, чаще всего тревожные, а также наличие от одного до трех психосоматических заболеваний.  Оказание эффективной  качественной помощи невозможно, если не учитывать такое состояние здоровья нашего населения.  Также в связи с направленностью работы нашего центра (до 50% - пациенты с аддикциями) на прием к нам приходят,  в основном, семьи, поэтому и работа идет с семьей в целом.  Именно  этим обоснован выбор семейной психоаналитической психотерапии  для оказания помощи нашим пациентам.

 Анализируя  десятилетний опыт  психоаналитической работы нашего центра,  мы высказываем предположение, что не только отсутствие психоаналитической культуры  в Украине, но и большое количество психосоматических больных приводит к тому, что классический психоанализ до сир пор не получил должного развития. Наша практика показала, что  для начала эффективной психоаналитической психотерапии следует формировать аналитическое семантическое поле, опираясь  в течение первого этапа работы  более на аналитические, а не эмоциональные составляющие интеллекта.  Значительная  часть наших пациентов в ходе первых диагностических сессий не в состоянии дифференцировать  эмоции и описывать свое эмоциональное состояние.

Джойс Магдугалл, основываясь на  наблюдениях в своей практике,  отмечает, что у психосоматических больных  тело реагирует на психологическую угрозу, как будто эта угроза носит физиологический характер, что объясняет, почему наши соматизированные пациенты ничего не знают о своих эмоциональных состояниях. В ситуациях представляющих  угрозу,  мысли связанные с конфликтным аффектом не вытесняются, как в случае с неврозами, а сразу же стираются из сознания. Эти пациенты  не способны приобретать эмоциональный опыт, а реагируют на эмоциональную боль только психосоматически,  как младенец на довербальном уровне, т.е.  Джойс Магдугалл делает вывод, что в данном случае мы имеем дело архаической формой психического функционирования, которая не использует язык [19].

В случае этих состояний опыт показывает, что интерпретации  вызывает усиление работы психологических защит,  сопротивление и избегание. Поэтому нами был разработан достаточно гибкий подход  работы с семьей  с использованием семейной психоаналитической психотерапии.

Например, анализ работы с семьей, обратившейся по поводу игровой зависимости младшего члена семьи, показал, что к такому поведению подростка привели: нарушение семейных взаимоотношений между всеми членами семьи, наличие алкогольной зависимости у нескольких членов семьи по линии отца,  созависимые отношения между матерью  и отцом, матерью и сыном.  Аналогичные проблемы мы обнаружили при работе с семьями наркозависимых,  с алкогольной и  Интернет-зависимостью и др.  Алкоголизм и наркомания, как и другие зависимости, с точки зрения психоанализа, вызваны нарушениями в эмоциональной сфере, которые побуждают человека к зависимому поведению. Они отражают базовые трудности в сфере саморегуляции, которая включает четыре основных аспекта человеческой жизни: чувства, самооценку, человеческие отношения и заботу о себе. Зависимости у человека не возникает, если он находится в согласии с самим собой и способен адекватно выражать собственные чувства, если он поддерживает зрелые отношения с другими людьми и может позаботиться о себе. Эти  аспекты мы фиксировали в работе с семьями зависимых. Как показывает опыт, осознание имеющихся особенностей  в этих семьях происходит в течение первых трех месяцев работы, а на формирование новых отношений уходит не менее 2-х лет.

Зависимое поведение предполагает наличие изъянов в эмоциональной жизни; алкоголь и наркотики - это отчаянная попытка контролировать эмоции, которые иначе кажутся неподвластными, возможно, также и "выпускание" наружу тех чувств, которые в трезвом состоянии блокируются и выражение их невозможно. Зависимая личность защищает поврежденное и уязвимое Я с помощью саморазрушающих защит: отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады; за это приходится платить чувством изоляции и обеднением эмоциональной сферы [20].

Как показывают клинические исследования, в детстве людей с зависимым поведением, часто обнаруживается травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей. Саморазрушительный, самокарающий характер алкогольной или наркотической зависимости становится прямым следствием травмирующего обращения с ними в детстве [21].

Эффективным показал себя семейная психоаналитическая психотерапия  также в работе с  проблемами семей с усыновленными детьми. В последнем случае причиной агрессивного поведения усыновленного ребенка стал вытесняемый конфликт между приемными отцом и матерью, пришедший в их семью из детско-родительских семей.

Психоанализ и психоаналитическую терапию может практиковать специалист в области охраны психического здоровья - психолог или психиатр, прошедший специальную подготовку в профессиональной ассоциации. Главное в подготовке таких специалистов - это прохождение собственного анализа или длительной психотерапии (не менее 240 часов), ведение пациентов под наблюдением более опытных коллег (120 часов), а также знание психоаналитической теории (не менее 200 часов). Как правило, такая подготовка длится несколько лет после окончания базовой программы по психологии или психиатрии в высшем учебном заведении.  

В завершение можно отметить, что развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено тем, что в развитии нашего общества приоритет получили информационные технологии. Человек в информационном обществе более активно занимается повышением информированности, сохранением здоровья, одним словом, возрастает потребность в качестве жизни. Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью становится индивидуальность личности.  А именно эта тенденция и ослабляет семейные связи.  Для создания условий  творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, формирования самосохраняющего поведения у всех членов семьи и сохранения  самой семьи необходимы усилия  философов-антропологов и психоаналитиков. Их совместная работа  поможет формированию новой культуры семейных отношений  в современном мире.

 

Список литературы

1.        Петрова В.А. Спор о семье: русский миф против объективного духа. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре/  В.А. Петров -- Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - С. 300.

2.         Печчеи А. Человеческие качества/ А. Печчеи --  М., 1986. С. 54.

3.        Алейникова О.С. Влияние культурного кризиса на проявление социального одиночества в современной России/ О.С. Алейников -- Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3. Под ред. В.В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С.69-75

4.        Бессонов Б.Н. Цивилизация и экология: новые ценности/ Б.Н. Бессонов -- Экология и религия. Ч.1. М., 1994. С. 17.

5.        Психоанализ ребенка — на пороге новой антропологии / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. СПб.: Издательство СПБГУ, 1998, выпуск 4 (N 21).

6.        Сартр Ж.-П. Проблемы метода/  Ж.-П. Сатртр М., 1993. С. 76

7.        Эриксон Э. Детство и общество/ Э.Эриксон --  СПб., 1996.- С. 6-22.

8.        Носкова А. В. Эволюция социального института семьи в России: историко-социологический анализ.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. соц. н., МГУ им. М.В. Ломоносова. М., - 2001

9.        Шапошникова, Т. Е. Антропология семьи / Т. Е. Шапошникова -- Новосибирск : Наука, 2004. - 244 с.

10.     Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия/ И.Г. Малкина-Пых -- М., Изд-во Эксмо, 2006 г.-  С. 992

11.     Эйдемиллер Э. Г., Юстищкий В. В. Семейная   психотерапия/ Э.Г. Эйдемиллер --  Л.: Медицина, 1989. – С. 192

12.     Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции/ З. Фрейд --  М., Наука, 1990.-С.455.

13.     Ackerman N. The psychodinamics of family life.New York/ N. Ackerman -- Basic books, 1958.-  С.340

14.     Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу/ Ж. Лапланш-- М.: Высш. школа, 1996.- С. 623

15.     Сандер Ф.М.Психоаналитическая терапия пары: классический подход /Ф. Сандер Журнал практической психологии и психоанализа. М., 1996

16.     Энциклопедия глубинной психологии. Т.4. Индивидуальная психология Аналитическая психология. Пер. с нем./ Общ.ред. А.М.Боковикова. -М., «Когито-Центр», МГМ, 2004. – С.579

17.     Framo, J. L. . Family interaction: A dialogue between family researchers and family therapists/ J. Framo -- New York: Springer. 1972.-pp. 111–172

18.     Харитонов А.Н. Семейный психоанализ как научно-практическое направление / А.Харитонов --Психоаналитический вестник, 2002, №10, С. 62-78.

19.     Макдугалл Джойс. Театры тела: Психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств/Дж. МакДугалл --   Пер. с франц.-М.: «Когито-Центр», 2007.- С.216

20.     Москаленко В. А. Зависимость: семейная болезнь/А. Москаленко --Издательство: ПЕР СЭ, 2006 г.- С.336.

21.     Меннингер К. Война с самим собой/К. Меннингер --М. «ЭКСМО-Пресс». 2001.- С. 480

 

 

 

 

 

Anthropology of the family. Family psychoanalitical psychotherapy. Profilaxy and treatment of the family relations.

 

Yanovsky S.S.

The article is devoted to the problem of negative processes in the family, that began in the 20th century. The author analizes anthropological and psychoanalitical aproach and their combination for effective solution of this problem.

Key words:anthropology of the family, family psychoanalitical psychotherapy.

 

 

 

 

Антропологія родини. Психоаналітична псіхотерапія родини. Профілактика та лікування стосунків у родини.

 

Яновський С.С.

 

Стаття присвячена проблемі негативніх процесів у родині, що почались у XX сторіччі. Автор аналізує антропологічний та психоаналітичний підходи та їх взаїмодія для ефективного рішення цієї проблеми.

Ключови слова: антропологія родини, психоаналітична психотерапія родини.