Правовые, образовательные и нравственные аспекты семейной психотерапии

Правовые,  образовательные и нравственные   аспекты семейной  психотерапии

 

Тихонова О.И

 

Резюме:В статье в анализируются особенности развитиясемейной психотерапии. Рассматриваются необходимые требования для эффективной работы в сфере оказания психотерапевтической помощи.

Ключевые слова:  семейная психотерапия, супервизия, психотерапевтический контракт

 

 

Практическая работа по оказанию психологической помощи в медицинском центре показала, что пациенты, которые обращаются за помощью с любыми жалобами, нуждаются также и в коррекции межличностных отношений. Представители семьи, которые приходят на прием, как терапевту с соматическими жалобами, так и к психоаналитику с психологическими проблемами чаще всего говорят о нарушенных семейных отношениях, конфликтах. Поэтому, при оказании любой психологической помощи пациенту, лечении психосоматических заболеваний, так или иначе, анализируются его семейные отношения, т.е. напрямую или косвенно идет работа с семьей.

Психотерапевтами разных школ и направлений давно был замечен тот факт, что возвращение в семью после курса индивидуальной терапии может погубить самые обнадеживающие изменения в пациентах, отбросив их к прежним моделям поведения. Парадоксальными последствиями успешной индивидуальной терапии могут быть также резкое ухудшение супружеских взаимоотношений, возникновение новых проблем и заболеваний у остальных членов семьи. Попытки предотвратить подобные явления дали импульс развитию семейной психотерапии, где в качестве объекта терапевтической помощи стала выступать вся семья в целом, а целью работы стало изменение скорее стереотипов взаимоотношений, чем персональных характеристик ее членов [1]. Поэтому именно семейная психотерапия, на наш взгляд, становится в настоящее время особенно актуальной и перспективной [2].

Согласно определению Эйдемиллера Э.Г., семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных и других расстройств как в семье в целом, так и у ее членов. Она включает вопросы медицинского, профилактического, лечебного, реабилитационного воздействия на семейные отношения [3].

Следовательно, можно поставить вопрос: какое образование должно быть у семейного психотерапевта: психологическое или медицинское? В Украине высшие гуманитарные учебные заведения выпускают психологов и практических психологов, медицинские – психиатров и клинических психологов. Специализацию по психотерапии проходят только представители медицинских специальностей. Не менее важно, кто и каким образом будет готовить семейных психотерапевтов, проводить сертификацию или выдавать лицензию на право практиковать.

Бастин Р. определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера [4].Подчеркивая многоплановость психотерапии, Ледер С. указывает на возможные представления о психотерапии: 1) как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности; 2) как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения; 3) как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля; 4) как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей [5]. Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье — с социологическими, четвертое — с философией [6].

Таким образом, термин психотерапия не является чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не имеющие медицинскогообразования, выдвигают иную — философскую и психологическую — модель психотерапии,которая основана на первичном значении этого слова — «исцеление душой». Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного. Теория  психотерапии вырастает непосредственно из опыта общения с пациентами в консультационном кабинете и использования  самого важного инструмента в психотерапии - собственной самости. Говоря словами Юнга, «каждый психотерапевт обладает не только собственным методом, но и сам является таким методом» [7].

Известный немецкий психоаналитик, профессор Карл Кёниг, руководитель отдела групповой клинической психотерапии Гёттингенского университета и директор института психоанализа им. Лу Андреас Саломе в г. Гёттингене раскрывает, как особенности личности психотерапевта проявляются в психотерапевтическом процессе и в отношении к пациенту [8].

Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Об этом свидетельствует содержание Декларации о психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. [9].Согласно этой декларации: 1) психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию; 2) психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности; 3) гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов; 4) образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах; 5) доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Анализируя дальнейшее развитие семейной психотерапии, следует указать на ряд серьезных проблем, которые должны быть в дальнейшем разумно преодолены. Некоторые из них имеют общий для всех стран характер, другие присущи Украине.

Первая особенность, которую хотелось бы отметить - все большее стирание границ между парадигмами семейной психотерапии, эклектичность.

Значение семейной терапии стало осознаваться  специалистами с середины 20 века. В это время психиатрами, клиническими психологами, социальными психологами и социологами проводились систематические исследования семьи, охватывающие не только процесс воспитания, но и многие другие аспекты ее функционирования: взаимоотношения поколений в структуре одной семьи, лидерство отдельных ее членов, взаимоотношения между родителями, наличие конфликтов и способы их разрешения, коммуникация семьи с окружающей социальной средой, культурные и духовные ценности, материальный статус [10].

Потребность населения в семейной психотерапии в качестве запроса сформироваласьво всех странах мира к середине 40-х гг. XXв. — после завершения второй мировой войны, а в СССР - в 70-х гг. и после 1990 г. [11, 12]. В качестве самостоятельного направления психологической помощи этот вид психотерапии оформился в 50-х гг. XX в.

Основоположником семейной психотерапии ряд исследователей считаетЗигмунда Фрейда, который первым на психоаналитическом конгрессе в Нионе в 1936 г. вынес на обсуждение такую тему, как «Семейные неврозы и невротическая семья» [1].

Другие считают, что семейная психотерапия развилась из групповой психотерапии в качестве альтернативы психоанализу [13].

Классификация различных подходов в семейной психотерапии - не простая задача. Среди множества концепций выделяются два главных полюса: психодинамическая (психоаналитическая) концепция семейного психоанализа [14] и теория систем[13].

В настоящее время школы семейной терапии редко соблюдают верность одному подходу, так как, вследствие их открытости, они постоянно эволюционируют. Происходит постоянный обмен понятиями и техниками, в результате чего тут существует значительный эклектизм [15]. Хотя интегральный подход с другой стороны можно считать и закономерным процессом.Поэтому сейчас семейная терапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными группами (супружеской, детско-родительской диадой, триадой — родители плюс проблемный ребенок, и т. д.),планируя создание условий для изменения всей семьи [1].

Более серьезная проблема - отсутствие внешнего правового, административного и финансового контроля над проведением психотерапии. Закон нужен для того, чтобы: отрегулировать отношения между государством, психотерапевтами и клиентами, защитить интересы каждой из трех сторон; ввести лицензирование и сертификацию психотерапевтов в рамках законодательно установленных норм.

О том, к чему может приводить неквалифицированная помощь психолога, психотерапевта или психоаналитика, говорить не стоит, но куда обращаться после оказания некачественной услуги? Вряд ли здесь поможет комитет по защите прав потребителей или суд, ведь в Украине нет закона «О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью».

Неэффективная подготовка психотерапевта, отказ от прохождения личного анализа, или проведение его не в полном объеме, отказ от регулярных супервизий может нанести вред не только пациенту, но и самому специалисту. Депрессии, стресс, разводы, алкоголизм, наркотики - все это известно психотерапевтам не только из профессионального опыта. Как утверждает американский психолог Robert Epstein  (SanDiegoStateUniversity), основатель и почетный директор CambridgeCenterforBehavioralStudies в Массачусетсе, по меньшей мере, три четверти психотерапевтов испытали в течение последних трех лет серьезные психические проблемы. Более 60 % психотерапевтов хотя бы раз в жизни уже страдали депрессией, соответствующей всем клиническим признакам. Половина психотерапевтов была не в состоянии оказывать во время личного кризиса психотерапевтическую помощь пациентам. Проведенное в 1997 г. исследование количества разводов среди выпускников Johns Hopkins University School of Medicine 1948-1964 годов показало, что среди психиатров доля разводов  составляла 51 %, что было выше средних показателей и значительно выше доли разводов среди других медиков [16].

З. Фрейд считал, что в основе стремления помогать другим людям лежат детские фрустрации и лишения. Его дочь, тоже известный психоаналитик, А. Фрейд, отмечала, что один из самых изощренных механизмов защиты - это самому стать психотерапевтом. Как показало исследование, проведенное  в 1992 г. American Psychiatric Association, многие психотерапевты  пережили серьезные психические травмы в детстве: насилие, серьезные семейные проблемы, алкоголизм родителей, психические заболевания близких родственников или раннюю смерть отца или матери [16].

Проведенное в 1990-1991 годах обследование показало, что более половины психотерапевтов сталкивались с угрозой физического насилия со стороны пациентов. На 40 % психотерапевтов действительно физически нападали пациенты, что представляло  для них серьезную психологическую  травму. Другая возможная причина сильного эмоционального потрясения - самоубийство пациента. От 20 до 30 % психотерапевтов столкнулись в своей практике с суицидом пациента. Специалист чувствует при этом свою вину, упрекает себя. Серьезная проблема состоит в том, что психотерапевты действительно в большинстве случаев не могут справиться со своими собственными психическими проблемами: депрессиями, зависимостью от алкоголя, таблеток, наркотиков, с личными и семейными драмами. Как ни странно, эти специалисты редко сами обращаются за психотерапевтической помощью, даже если она им необходима.[16].

Профессия подвергает психотерапевта серьезным психическим перегрузкам. Выслушивать проблемы близких и знакомых  более 10-15 минут  способны далеко не все люди, а специалист  контейнирует весь негативный мир переживаний своих клиентов по нескольку часов в день. От того, насколько он эффективно перерабатывает полученную информацию, зависит не только душевное здоровье клиентов, но и его личное здоровье.

Приведем, в качестве примера, спонтанный рассказ клиентки, 38 лет, обратившейся за помощью вследствие депрессии: «Я веду себя неправильно, В голове крутится плохое. Я никто в этой жизни. Я никому не нужна. У мужа куча проблем, а он должен тратить время на меня. У меня нет того, что меня не беспокоит. Не могу вздохнуть, на нервной почве покалывает сердце.  Постоянно груз на душе. Меня обидеть легко. Я ни с кем не общаюсь. Моя семья – все спились.   3-е  детей повесились. Бабушка жила и мучилась. Ее дети пили и били ее. Вначале повесилась старшая ее дочь, потом брат. Моя мама пьет. Мой брат добрее меня. Он ездит к ней и подкармливает ее.  Она меня бросила на произвол судьбы. Я жила  с родителями отца до 17 лет.  Меня били. Отец бил меня, мать, своих родителей, брата. Когда мы поженились, жили в землянке.  У меня нет подруг и друзей. Меня не приняли родственники моего мужа. С его родителями я не общаюсь три года. Их много. Они на меня накидываются, как свора. У ребенка – девочка – подростковый период. Я не хочу, чтоб она стала такой, как я. Я пришла к вам - это порыв».

Эта пациентка проходила лечение в течение четырех месяцев. Ее психотерапевт дважды проходил супервизию по этому случаю у своего супервизора и вынес его же на групповую супервизию. Краткосрочная психотерапия была завершена с позитивными изменениями в жизни пациента. Но в данном случае психотерапевт соблюдал все необходимые требования, предъявляемые к его работе: прошел должный объем личного и группового анализа, индивидуальные и групповые супервизии. В работе с пациентом соблюдались правила сеттинга [17]. Там образом, наличие норм и правил в психотерапевтической работе и их соблюдение, дают возможность оказывать необходимую помощь пациентам и поддерживают эффективность самого психотерапевта. Все эти нормы, требования описаны в специализированной литературе.

В ряде европейских стран сегодня административные инструкции, регламентирующие работу психотерапевта, условия страховых договоров в значительной мере влияют на то, кто попадает к психотерапевту, какой вид психотерапии будет проводиться, сколько сеансов составит курс психотерапии, какова будет продолжительность одного сеанса и стоимость психотерапевтических услуг. Данные исследований и клиническая практика свидетельствуют о том, что эти инструкции и условия не всегда согласуются с принципами эффективной психотерапии, но, тем не менее, они есть [18, 19].

 

Первой страной в мире, в которой профессия психотерапевт защищена законом, является Австрия. С 1990 года в Министерстве здравоохранения страны существует список официально признанных психотерапевтов. Для получения психотерапевтического образования в Австрии необходимо пройти обучение в течение 3215 академических часов в различных учреждениях, готовящих психотерапевтов. В большинстве случаев это частные институты, хотя некоторые программы предлагают и государственные университеты. Психотерапевтическое образование состоит из двух частей

1.         Вводный курс (примерно 2 года): широкое базовое образование.

2.         Специализация по психотерапии (примерно 5 лет): освоение конкретных психотерапевтических методов. При чем Министерством здравоохранения проводится экспертная оценка используемых методов [20].

Закон о психотерапии в Германии вступил в силу с 1 января 1998 г. Его принятию предшествовало 20 лет подготовительной работы. Теперь "психотерапевтом" сможет  называть себя только врач, психолог или детский и подростковый психотерапевт, которые  прошли соответствующую апробацию, включающую следующие условия:

·   чтобы быть врачем-психотерапевтом или психологом–психотерапевтом надо иметь соответствующее высшее образование;

·   Чтобы быть "детским и подростковым  психотерапевтом", необходимо иметь высшее педагогическое или социально-педагогическое образование.

·   Необходимо пройти 3-5-годичное специальное психотерапевтическое  образование, включающее, как теоретические курсы (не менее 600 академических часов), так и практику (150 часов собственной учебной терапии; 600 часов  психотерапевтической практики под контролем супервизора, причем соотношение количества проводимых с клиентами сеансов и супервизий должно составлять 4:1; половина супервизий должна быть индивидуальной, половина может быть  групповой).

·   В конце обучения сдается государственный экзамен.

·   Необходимо не менее одного года проработать в психиатрическом клиническом (стационарном) учреждении (как правило, бесплатно, выполняя в основном диагностическую работу) и не менее полугода в социальном учреждении или в  амбулаторном центре, занимающемся психотерапевтической практикой.

·   Для статуса "детского и подросткового психотерапевта" достаточно полгода проработать в стационарном детском учреждении.

Высшие учебные заведения или другие учреждения Германии, которые будут проводить обучение психотерапевтов в соответствии с законом о психотерапии, должны будут иметь обязательную государственную лицензию. Также лицензию на право практики получают и психотерапевты. Значительную часть стоимости работы с психотерапевтом в этой европейской стране оплачивает медицинская страховка.

Очень важный пункт данного закона, на наш взгляд, обязательное проведение соматического (физического) обследования до начала курса психотерапии. Поскольку в случае наличия психосоматических заболеваний психотерапевт должен сотрудничать с лечащим врачом пациента. Также немаловажным является и тот факт, что все  немецкие психотерапевты обязаны в соответствии с законом сохранять "психотерапевтическую тайну" и имеют право отказаться выступать свидетелем в суде [16].

В проекте «Закона о психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью» в Российской Федерации  предполагается создание единого психотерапевтического сообщества, куда входят и медики, и психологи. С проектом в Интернете может ознакомиться любой желающий на сайтах профессиональных психотерапевтических ассоциаций, принимающих участие в его разработке: Российской психотерапевтической ассоциации [21] и Профессиональной психотерапевтической лиги [22]. Пока закона нет, психотерапевтическая деятельность регулируется приказом Министерства здравоохранения  РФ «О  психиатрической и психотерапевтической помощи» N 294 от 30.10.95г. и многочисленными приложениями к нему [23]. Но в этих документах речь идет только и медицинской помощи населению. Первый шаг в законотворческой деятельности в сфере психологических услуг предприняла Московская городская дума, принявшая Закон от 07.10.2009 N 43 «О психологической помощи населению в городе Москве»"[24]. Данным законом планируется создание реестра психологов, психотерапевтов. Этот шаг будет  добровольным. Включенные в него лица будут обязаны соблюдать стандарт оказания психологической помощи, который должен быть установлен правовыми актами РФ и Москвы. Специалисты, включенные в реестр, обязаны оказывать безвозмездную психологическую помощь в случаях, установленных правительством Москвы, а также при чрезвычайных ситуациях.

В Украине определяющим нормативно-правовым документом, в котором прописаны основные термины, понятия, касающиеся вопросов психического здоровья, является закон  Украины «О психиатрической помощи» [25]. В нем  определены правовые и организационные основы обеспечения граждан психиатрической помощью, исходя из приоритета прав и свобод человека и гражданина, установлены обязанности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по организации оказания психиатрической помощи, правовой и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, регламентированы права и обязанности специалистов, других работников, принимающих участие в оказании психиатрической помощи на территории Украины. Постановлениями Кабинета Министров Украины и  приказами Министерства охраны здоровья страны разработаны национальные медицинские стандарты оказания качественной научно-обоснованной психиатрической помощи. Но вопросов оказания психологической и психотерапевтической помощи населению вне психиатрических клиник они не рассматривают. Таким образом, закон, регламентирующий этот вид деятельности - дело будущего.

Насущным вопросом становится построение структуры профессионального образования и повышения квалификации, аналогичного европейскому.

Европейская система учитывает три аспекта подготовки:

1.                 теория;

2.                 практика с супервизией; 

3.                 личная терапия.

Становление такой системы в настоящее время происходит, однако полной аналогии с европейской системой нет.

Отличия от Европейской школы:

1. Во-первых, существующий в Европе стандарт супервизии - "наставник - практикующий специалист" не может сегодня быть принят из-за очень малого количества практикующих высокопрофессиональных психотерапевтов. Поэтому отличительной особенностью российской  и украинской супервизионной работы является существование супервизионных групп, взявших на себя решение проблемы проведения супервизии – групповая супервизия. Но положений о порядке прохождения супервизий нет, как нет и требований к подготовке супервизоров, не говоря уже об эквивалентности индивидуальной и групповой супервизии.

2. Вторым существенным отличием является то, что в Европе психотерапия и система психотерапевтического образования строится на основе школ и выработанных ими стандартов. У нас же на нынешний момент, безусловно, основную роль играют лидеры психотерапевтических школ и направлений, харизматические личности, разрабатывающие свои направления, соотносясь, прежде всего, со своими личностными особенностями и интересами. Соответственно, выбор методов работы и даже конкретных методик, у практикующих специалистов, прежде всего, определяется личностью самого психотерапевта.

3. Еще одной особенностью европейского психотерапевтического образования является вхождение в психотерапию через личную терапию, через приобретение клиентского опыта, проработку собственных проблем с помощью техник избранной психотерапевтической школы. Психотерапевтическое образование в России, как и Украине, изначально базировавшееся на психиатрическом подходе, в принципе не предусматривало личную терапию[26].

В настоящее время регламентируют деятельность психологов, психотерапевтов и психоаналитиков в Украине в сфере образования профессиональные ассоциации. Но на сайтах этих организаций нет единообразных требований к подготовке специалистов, положений о профессии, этических кодексов, они представляют разные международные и европейские психотерапевтические ассоциации в нашей стране. Например, Европейская ассоциация психотерапевтов и психоаналитиков  (EFPP)[27] представлена в нашей стране Ассоциацией психотерапевтов и психоаналитиков Украины. Для сертификации члены данной ассоциации, получившие базовое психологическое или медицинское образование (психиатрия или психотерапия), должны пройти такую профессиональную подготовку:

1. прохождение личного или группового анализа у сертифицированных психоаналитиков ассоциации – 240 часов;


						

2. теоретическая подготовка на семинарах и конференциях ассоциации – 200 часов;

3. супервизионная работа – анализ сложных случаев  работы  с пациентами с более опытным коллегой, прошедшим специальную подготовку в рамках ассоциации – 120  часов.

О необходимости супервизий уже говорилось выше. Этот вид подготовки становится неотъемлемым звеном обучения психотерапевтов и клинических психологов, как один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования. В супервизии опытный «эксперт по межличностным отношениям» помогает начинающему психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.   Говорится в положении о супервизии в Санкт-Петербургской школы психотерапии.

Профессиональная ассоциация сама определяют частоту супервизии и количество необходимых часов супервизии в год. Цель — установить и поддерживать стандарты работы супервизоров, обеспечить супервизоров схемой для решения этических вопросов и предоставить базу для развития практики членов ассоциации, а также информировать и защищать психотерапевтов, нуждающихся в супервизии.

В Украине пока документальной и нормативной базы, формулирующей требования и нормы в работе супервизоров нет.


						

В этом случае имеется в виду не только наличие законодательства, но и разработка, к примеру, не только устного варианта психотерапевтического контракта, который должен быть заключен между клиентом и психотерапевтом в начале работы.

В соответствии с теорией психотерапевтический контракт - это ясно сформулированное соглашение между пациентом и психотерапевтом о совместной работе, цель которой - избавление пациента от психологических затруднений. Контракт утверждает цели и процедуры, которые будут использоваться для достижения этих целей, решает организационные вопросы, касающиеся времени, места, частоты сеансов и их оплаты [28]. При заключении контракта обе стороны имеют право на полную информацию; точно так же и пациент имеет право получить определенную информацию, прежде чем примет решение о продолжении психотерапии. Он имеет право знать, что думает психотерапевт о его психологических проблемах и что означают его рекомендации для их разрешения; он имеет право получить информацию о психотерапевтическом процессе и обязательствах участников, а также об уровне квалификации психотерапевта. Пока данный документ существует только в виде устного соглашения.


						

Еще один аспект деятельности психотерапевта – нравственный. Общепринятой нормой стали разработка и принятие профессиональными ассоциациями этических кодексов с целью определения этических стандартов работы психотерапевта в сферах психотерапевтической практики, обучения психотерапии и исследовательской деятельности. Об этом речь идет в Кодексе Этики и Профессиональной Практики Европейского Комитета Психотерапевтов и Психоаналитиков [29].


						

Разработанные принципы и стандарты профессиональной этики являются общей системой правил, определяющей обязательства психотерапевта перед пациентами, их родителями или опекунами (когда пациентом является ребенок или подросток), студентами, коллегами и общественностью в целом. Этические нормы предполагают обязательство со стороны психотерапевта действовать в соответствии с этикой психотерапии на протяжении всей своей профессиональной деятельности и способствовать этичному поведению своих коллег и студентов. Он создает общую основу для решения этических проблем. Постоянная самопроверка и рефлексия психотерапевта, а также обращение за супервизией и консультациями к коллегам при возникновении трудностей и этических дилемм обеспечивают надежные условия, как для пациента, так и для самого психотерапевта. Среди принципов профессиональной этики Общества психотерапевтов и психоаналитиков России отмечены: профессиональная компетентность, уважение личности и отсутствие дискриминации, информированное согласие, конфиденциальность, честность, запрет на эксплуатацию пациента, охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности, социальная ответственность [30, 31].


						

Анализируя сказанное, следует отметить необходимостьне только законодательства, которое будет регламентировать отношения клиентов и психотерапевтов, важность положений о супервизии, этического кодекса, утвержденного варианта психотерапевтического контракта, который должен быть заключен между клиентом и психотерапевтом в начале работы, но и соответствие данных документов  современным тенденциям.


						

Основная причина отсутствия требуемой нормативной, документальной и законодательной базы нам видится в том, что отсутствует координация деятельности между представителями профессиональных психотерапевтических сообществ, по сути представляющих одну профессию. А именно их сотрудничество смогло бы ускорить создание правового поля для психотерапии в Украине.


						

 


						

 


						

Список литературы:


						

 


						

1.     Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия./ И. Малкина-Пых- М., Изд-во Эксмо, 2006.  с.991.


						

2.      Яновский С.С. Антропология семьи и семейная психоаналитическая психотерапия: профилактика и лечение семейных отношений./ С. Яновский.-Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Социология». Том 22 (61). №3, 2009, с.149-161.


						

3.     . Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная  психотерапия/. Э.  Эйдемиллер В. Юстицкий. -- Л.: Медицина, 1989 - 192 с


						

4.                 BastineR., Psyhotherapie. InR.Bastineetal. (Eds),  1982, 311-317.


						

5.     Ледер С. Этические вопросы психотерапии // С Ледер. --Транскультуральные исследования в психотерапии - Л., 1989. - С. 27-35.


						

6.     Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Издание 2-е, дополненное и переработанное.//СПб.: Питер, 2000 с. 655.


						

7.     Jung, C.G. The Theory of Psychoanalysis. Psychoanal./C.Jung,.. Rev., 2, 1915: p. 29-51.


						

8.     Konig, K.: Arbeitsstorungen und Personlichkeit/K Konig.- Bonn: Psychiatrie-Verl. 1998. c.346.


						

9.     Декларацияпопсихотерапии. ПринятаЕвропейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990. http://vedara.biz.ua/index/0-30


						

10.                       Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный портрет в интерьере». Семейная терапия//Перевод с англ. Т.К. Кругловой.--М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.


						

11.                       Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия. Методические рекомендации/В. Мягер., Т. Мишина..--Ленинградский НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Л., 1976. 217 c.


						

12.                       Эйдемиллер Э.Г. Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах:Научный доклад  по материалам публикаций, представленных на соискание ученой степени доктора медицинских наук/Э.Эйдемиллер. --СПб.: Психотерапевтический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. с.17-26


						

13.                       Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии.С.Минухин., Ч..Фишман. --Класс, 1998.


						

14.                       Аккерман Н. Теория семейной динамики// Семейная психотерапия./ Н Аккерман. --СПб.: Питер, 2000. 304 с.


						

15.                       Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997/А.Черников. --Семейная психотерапия: информация для пользователя // Журнал практического психолога, 2001, №1-2, с. 77-84.


						

16.                       Psychologieheute, 25. Jahrgang, Heft1, Januar1998, p.18


						

17.                       Modell, Arnold, Other Times, Other Realities - Toward a Theory of Psychoanalytic Treatment/Modell, Arnold. --(Cambridge; Harvard University Press, 1990, p.  23


						

18.                       Rogers, C.R. (1959). A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in a client-centered framework. In Psychology: A A study of a science: Vol.3/С. Rogers. -- Formulation of the person and the social context (pp. 184—256). New York: McGraw-Hill.


						

19.                       Sanford, R.S. (1986). Unconditional positive regard: A misunderstood way of being/ R. Sanford. -- Revista de Psiquiatria уPsicologia Humanista, 17 (4), p. 27—35.


						

20.                       Osterreichischer Bundesverband fur Psychotherapie, 1996. p.12


						

21.                       Российскаяпсихотерапевтическаяассоциация(РПА). http://rpa.newmail.ru


						

22.                       Профессиональная психотерапевтическая лига (ППЛ). http://ppl.ptt.ru/~sovet.


						

23.                       Приказ N 294 от 30.10.95 г. Министерства здравоохранения  РФ «О  психиатрической и психотерапевтической помощи» http://www.politika.su/prav/minzdrav.html


						

24.                       Закон N 43 от 07.10.2009 г. Московской городской думы РФ «О психологической помощи населению в городе Москве» "http://moscow.elcode.ru/.


						

25.                       Ведомости Верховной Рады Украины (ВВРУ), 2000, N 19, ст. 143


						

26.                       Чекчурин Ю.А Психотерапия: пути развития. Ю. Чекчурин         http://psychology.net.ru/talk/viewtopic.php?t=17678


						

27.                       Европейская ассоциация психотерапевтов и психоаналитиков  (EFPP) http://www.efpp.org/


						

28.                       Вайнер Ирвинг Б. Основы психотерапии//Б. В. Ирвинг. --  Золотой фонд психотерапии, Психологическая психотерапия/ Изд. Питер 2-е издание, 2002 год, 288 с.


						

29.                       Кодекс Этики и Профессиональной Практики Европейского Комитета Психотерапевтов и Психоаналитиков. Утвержден решением Правления ЕКПП  от 19.02.2009 г.  http://ecpp.org/ru/ethics_code_rus.html


						

30.                       Принципы профессиональной этики Общества психотерапевтов и ипсихоаналитиков  России (ОПП). http://www.spp.org.ru/page.php?id=15


						

31.                       Этический кодекс Общества психотерапевтов и психоаналитиков России. Журнал практической  психологии и психоанализа Института практической психологии и  психоанализа, 4 декабря 2006 г. http://psyjournal.ru/


						

 


						

 


						

 


						

 


						

 


						

Legal, educational and moral aspects of family psychotherapy.


						

Tikhonova O.I.


						

 


						

Resume: In this article are peculiarities, of family psychotherapy analyzed. Necessary requirements for effective work in the sphere of psychiatric care are considered.


						

 


						

Kewwords: family psychotherapy, supervision, psychotherapeutic contract


						

 


						

 


						

 


						

 


						

 


						

 


						

 


						

 


						

Правові, навчальні, та моральні аспекти родинної психотерапії.


						

Тіхонова О.І.


						

 


						

Резюме: У статті аналізується особливості розвитку родинної психотерапії. Розглядаються необхідні вимоги для більш ефективної роботи у галузі психіатричної допомоги.


						

Ключові слова: родинна психотерапія, супервізія, психотерапевтичний контракт.