Семейная психоаналитическая психотерапия. Духовные и правовые аспекты.

семейная психоаналитическая психотерапия:

Духовные и правовые аспекты

 

Тихонова О.И

 

 

 Резюме: Статья посвящена вопросам кризиса семьи в современном обществе и анализу путей выхода из него.  Автор рассматривает возможность  комплексной помощи семье с использованием  семейной психоаналитической  психотерапии  в сочетании с методами философского консультирования  в ситуациях экзистенциальных  кризисов.  Также уделяется внимание  правовым  аспектам  психотерапии семьи.

 

Ключевые слова:  кризис семьи,  семейная психоаналитическая психотерапия,  философское консультирование

 

В конце XXв. развитие цивилизации подошло к своей критической границе. Кризисы, принимая различные формы, сменяли друг друга, затрагивая самые разные стороны жизни. При этом каждое десятилетие "обогащало" "кризисную коллекцию" все новыми и новыми феноменами и поворотами, начиная с кризиса культуры. За ним следовали экономический, политический, экологический и прочие. Обострившись до предела, они так и не остановили свой кризисный марафон на рубеже нового тысячелетия [1]. Кроме кризиса цивилизации многие исследователи говорят и  об антропологическом кризисе. Среди проблем, обсуждаемых учеными и философами, — биологическое вырождение людей, изменение ценностей, идеалов, потребностей современного человека, кризис города-мегаполиса и вымирающего села, деградация культуры и морали, маргинализация значительных слоев населения. В общем, складывается картина кризиса техногенной цивилизации в целом [2]. Сущность антропологической глобальной проблемы можно трактовать, как на­рушение межчеловеческих связей и культурных процессов, усиливающуюся дисгармонию между развитием природ­ных и социальных качеств человека. Ее компонентами также являются: снижение природного здоровья людей, угроза разрушения гено­фонда человечества и появление новых болезней; отрыв человека от биосферной жизни и переход в техносферные условия жизне­деятельности; дегуманизация людей и открытая проповедь амора­лизма; расщепление культуры на элитарную и массовую, ее коммерциализация и отрыв от человека; рост количества само­убийств, алкоголизма, наркомании и других способов «ухода от реальности»; расцвет тоталитарных религиозных и политических группировок [2]. Можно согласиться с мнением основателя и президента Римского клуба Ауреллио Печчеи: «…суть проблемы, которая стала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменения человека, его внутренней сущности» [3].

Человек в данной ситуации испытывает все большие затруднения в адекватном восприятии окружающей его природной, общественной и культурной реальности. Все это создает атмосферу отчужденности, которая проявляется в бессилии личности перед внешними, объективными обстоятельствами жизни, в ощущении обособленности, исключенности человека из общественных связей, в утрате личностью своего «я» [4].  Между тем, как отмечает Бессонов Б.Н., материальные потребности человека, его желания постоянно растут, и, в сущности, постоянно удовлетворяются, а духовно, он все еще, что называется, не на «высоте», духовно он зачастую становится беднее, черствее, отчужденнее, то есть бесчеловечнее» [5].

Накладывается на антропологический кризис и негативный характер семейных трансформаций, начавшийся в 20 и продолжающийся в 21 веке. Семья один из самых древних социальных институтов, и взаимное влияние семьи и общества сложно переоценить. Как социальная общность во всех цивилизациях семья выступала важнейшим элементом развития, поскольку являлась и является залогом стабильности и процветания общества. А сейчас семью называют также и элементом глобального развития [6]. Невыполнение семьей социальных функций: репродуктивной и функции социализации привело к депопуляции населения и ухудшению воспитания подрастающего поколения, следствием чего явился беспрецедентный рост детской и подростковой преступности, алкоголизма и наркомании, других проявлений кризиса. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает его в них с рождения. Отсюда важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям, духовности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны. Именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются основы личности: память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность.

Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, определенные правовые аспекты, которые закладываются в его «Сверх-Я». Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия - так называемый семейный сценарий.

Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка. Важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, дает чувство защищенности и безопасности, поддерживает уверенность в себе.

Здоровая семья может быть основой для стабилизации общества, преодоления социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики.

Можно уверенно прогнозировать, что лидерами нового столетия станут те социумы, которые не только не допустят деградации института семьи, но, напротив, сделают его главным инструментом адаптации к глобальным вызовам и изменениям. В связи с этим на первый план выходят  анализ,  разработка и внедрение в практическую  деятельность социально-психологических, правовых и прочих механизмов, стимулирующих интенсивное воспроизводство семейных ценностей [7]. В сложившейся ситуации необходимо научное осмысление и анализ тенденций социальных процессов, способствующих укреплению семьи. Налицо перспективность разработки и апробации в клинической практике семейной психоаналитической психотерапии на основе психоаналитического метода. Существует острая теоретическая потребность в осмыслении прикладной роли теорий объектных отношений в семейной психологии, семейной психоаналитической психотерапии. И, наконец, необходима дифференциация в научном и практическом плане семейных отношений как объекта психоанализа, психотерапии [8]. Объединение  усилий философской мысли, семейной психоаналитической психотерапии, других наук о семье поможет найти пути выхода из кризиса.  Философское осмысление происходящих процессов необходимо для поиска действенных профилактических мер для восстановления  утраченных функций семьи. Семейная психоаналитическая психотерапия должна формировать культуру  здоровых семейных отношений и лечить их.

В какой бы семье ни родился человек, он всегда рождается ребенком.   Но   политики, социологи, представители других  специальностей, изучающие современные процессы в обществе, не уделяли должного внимания тому, что  прообразом общественных отношений для каждого конкретного человека являются его семейные отношения. [9]. Базовое доверие  закладываются в течение первого года жизни ребенка.  Именно   оно впоследствии влияет на  отношения человека и к обществу, и к другим людям. Поэтому кризисные процессы общества и семьи взаимосвязаны.

Значение семейной терапии  как способа лечения стало осознаваться  специалистами с середины 20 века. В это время психиатрами, клиническими психологами, социальными психологами и социологами проводились систематические исследования семьи, охватывающие не только процесс воспитания, но и многие другие аспекты ее функционирования: взаимоотношения поколений в структуре одной семьи[10]. Как отмечали  разные психотерапевты, возвращение  пациента в реальную семью после курса  индивидуальной психотерапии  иногда могло погубить самые обнадеживающие изменения в пациентах, отбросив их к прежним моделям поведения.  Парадоксальными последствиями успешной индивидуальной терапии могли быть резкое ухудшение супружеских взаимоотношений, возникновение новых проблем и заболеваний у остальных членов семьи. Поэтому целью работы стало воздействие не на  индивида, а на семью в целом, изменение скорее стереотипов взаимоотношений, чем персональных характеристик. Когда изменяется семейная организация, жизнь каждого ее члена тоже меняется соответствующим образом[11]. Потребность населения в семейной психотерапии в качестве запроса сформировалась во всех странах мира к середине 40-х гг. XX в. — после завершения второй мировой войны, а в СССР - в 70-х гг. и после 1990 г. [12, 13].

В целом, семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Иными словами, это психотерапия пациента или пациентов в семье и при помощи семьи.  Она направлена на изменение отношений между членами семьи с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семьи. Семейная терапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечения заболеваний, а также последующей социальной реабилитации. Внимание психотерапевта должно быть сосредоточено на обеспечении сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечении передачи адаптивных отношений от одного поколения другому [11].

Почему, в таком случае, данный вид терапии не получил должного развития? Анализируя  десятилетний опыт  психоаналитической работы нашего центра,  мы высказываем предположение, что не только отсутствие психоаналитической культуры  в украинском обществе, но и большое количество психосоматических больных приводит к тому, что психоаналитическая психотерапия до сир пор не используется широко. Наша практика показала, что  для начала эффективной психоаналитической психотерапии следует формировать аналитическое семантическое поле, опираясь,  в течение первого этапа работы,  более на аналитические, а не эмоциональные составляющие интеллекта.  Значительная  часть наших пациентов в ходе первых диагностических сессий не в состоянии дифференцировать  эмоции и описывать свое эмоциональное состояние.

Джойс Магдугалл, основываясь на  наблюдениях в своей практике,  отмечает, что у психосоматических больных  тело реагирует на психологическую угрозу, как будто эта угроза носит физиологический характер, что объясняет, почему наши соматизированные пациенты ничего не знают о своих эмоциональных состояниях. В ситуациях представляющих  угрозу,  мысли связанные с конфликтным аффектом не вытесняются, как в случае с неврозами, а сразу же стираются из сознания. Эти пациенты зачастую не способны приобретать эмоциональный опыт, а реагируют на эмоциональную боль только психосоматически,  как младенец на довербальном уровне, т.е.  Джойс Магдугалл делает вывод, что в данном случае мы имеем дело архаической формой психического функционирования, которая не использует язык [14].

В случае этих состояний опыт показывает, что метод интерпретаций используемый в психоаналитической практике вызывает усиление работы психологических защит,  сопротивление и избегание. Поэтому нами был разработан достаточно гибкий подход  работы с семьей  с использованием семейной психоаналитической психотерапии. Например, анализ работы с семьей, обратившейся по поводу игровой зависимости младшего члена семьи, показал, что к такому поведению подростка привели: нарушение семейных взаимоотношений между всеми членами семьи, наличие алкогольной зависимости у нескольких членов семьи по линии отца,  созависимые отношения между матерью  и отцом, матерью и сыном.  Аналогичные проблемы мы обнаружили при работе с семьями наркозависимых,  с алкогольной и  Интернет-зависимостью и др.  Алкоголизм и наркомания, как и другие зависимости, с точки зрения психоаналитической психотерапии, вызваны нарушениями в эмоциональной сфере, которые побуждают человека к зависимому поведению. Они отражают базовые трудности в сфере саморегуляции, которая включает четыре основных аспекта человеческой жизни: чувства, самооценку, человеческие отношения и заботу о себе. Зависимости у человека не возникает, если он находится в согласии с самим собой и способен адекватно выражать собственные чувства, если он поддерживает зрелые отношения с другими людьми и может позаботиться о себе. Эти  аспекты мы фиксировали в работе с семьями зависимых. Как показывает опыт, осознание имеющихся особенностей  в этих семьях происходит в течение первых трех месяцев работы, а на формирование новых отношений уходит не менее 2-х лет [15].

Зависимое поведение предполагает наличие изъянов в эмоциональной жизни; алкоголь и наркотики - это отчаянная попытка контролировать эмоции, которые иначе кажутся неподвластными, возможно, также и "выпускание" наружу тех чувств, которые в трезвом состоянии блокируются и выражение их невозможно. Зависимая личность защищает поврежденное и уязвимое Я с помощью саморазрушающих защит: отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады; за это приходится платить чувством изоляции и обеднением эмоциональной сферы [16]. Как показывают клинические исследования в детстве людей с зависимым поведением, часто обнаруживается травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей. Саморазрушительный, самокарающий характер алкогольной или наркотической зависимости становится прямым следствием травмирующего обращения с ними в детстве [17]. Эффективной показала себя семейная психоаналитическая психотерапия  также в работе с  проблемами семей с усыновленными детьми. В последнем случае причиной агрессивного поведения усыновленного ребенка стал вытесняемый конфликт между приемными отцом и матерью, пришедший в их семью из детско-родительских семей. Но сопротивление членов семьи мы смогли преодолеть только путем формирования семантического психоаналитического поля. Таким образом, с помощью  семейной психоаналитической психотерапии можноспособствовать изменению личностей участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности. Но что еще более результативно, так это работа с молодой семьей, в которой можно воздействуя на отношения в семье, создать комфортные условия для развития новой адаптивной стрессо - и неврозоустойчивой личности.

 Также опыт работы в Научно-практическом центре наркологии и психосоматической медицины «Медисса» показал, что креме психосоматических проблем и ситуаций межличностных конфликтов, причинами для обращения служат в прямой или косвенной форме экзистенциальные вопросы  смысла жизни,  поиск жизненных целей. Они актуальны для людей, проходящих кризисные периоды своего развития. Неэффективное прохождение возрастных кризисных периодов могут способствовать  у некоторых лиц развитию или усилению  проявлений разных форм зависимостей, психосоматических заболеваний, конфликтов в семье. Отмечено,  что чаще всего в таких семьях отсутствует духовное начало. Поэтому в ходе терапии при работе с духовными составляющими кризисных периодов обязательно поднимаются  философские экзистенциальные вопросы. В данных случаях может быть востребован практический философ-консультант.

Первым таким кризисом становится подростковый возраст. Для поиска свой идентификации молодому человеку необходимо осознание целостности себя и своего места в мире,  иначе развивается отрицательный полюс – неуверенность в понимании собственного «Я».   Взрослость ставит свои задачи. Характерная особенность взрослого периода жизни -  способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над будущим, жизнью общества. Т.е, у кого чувства сопричастности не выработалось, сосредотачиваются на удовлетворении своих потребностей. Развивается  само поглощенность, эгоцентризм. Основные кризисы этого периода: кризис 30 лет и кризис 40 - 45 лет  или 45 – 55 лет. Первый известен как период  пересмотра жизненных схем. В ходе второго осуществляется – 2-й пересмотр, когда может оказаться что цели и планы жизни не были осознаны или не осуществились. Далее возможны кризисы в семье и на работе, усталость, депрессивность [18]. Все перечисленное выше говорит о том, что  необходимо   учитывать возрастные особенности  в работе с клиентами во время консультирования.

Но даже в эти  кризисные периоды крайне необходим комплексный подход. Начинать работу с обратившимся за помощью человеком следует  с консультации врача, психоаналитика. Первые диагностические встречи дадут возможность  определить нуждается ли данный клиент в консультировании, коррекции или психотерапии. Если будет диагностировано расстройство или заболевание, то, конечно же, работать с таким человеком  должен врач, затем психоаналитик и практический философ-консультант.

Пожилой возраст  65 – 75 лет –       характерен переосмыслением жизни. В этот период работа в психоаналитической парадигме менее результативна. Духовные раздумья, становление окончательного представления о себе,  своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию более эффективны при поддержке практического философа. Но и в этом возрасте первым должен начать встречу врач.

Старость (75 лет)  приносит осознание факта ухудшения здоровья и старения тела и поиск  необходимого равновесия. Здоровая личность без ужаса принимает мысль о смерти.  Задача  этого возраста  становление окончательного представления о себе,  своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию,  ощущение ценности и осмысленности жизни.  Для этого периода характерны: все возрастающая приверженность к порядку и осмысленности, переживание мирового порядка  и духовного смысла прожитой жизни; принятие своего пути, как единственно должного и не нуждающегося в замене; отличная от прежней любовь в своим родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в человеческой культуре.

Ученые уже  пытались ранее тематизировать старость как предмет философского анализа и даже предложили конституировать особую философскую дисциплину — геронтософию, которая бы специально занималась философией старости [19]. Как видите, даже при простом перечислении особенностей возрастного развития, видно, что  духовные, философские проблемы характерны для каждого периода в жизни человека. Но каждый их проходит по-своему. Поэтому, суть практической философии (софологии) именно в этом: в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе[20].

Не верно было бы говорить, что практическая философия   как психотерапия никогда не практиковалась.  Первые мыслители создавали даже  учебные и исследовательские учреждения.Детище Платона — Академия изначально была своеобразным центром практической философии. Также наследие Аристотеля (384-322 до н. э.)  мы рассматриваем как труд практического философа [21, 22].

В течение следующих столетий, вплоть до эпохи Возрождения практическое применение философии не было востребовано христианскими философами. Но мыслители эпохи Возрождения спустили философию с небес на землю. Возрождалась античная традиция гуманизма. С него началось движение к осознанию людьми самих себя.  В дальнейшем Пико Делла Мирандола (1463-1494), Эразм Ротердамский (1469-1536),  Мишель Монтень (1533-1592), Ф. Бэкон (1561-1626)  были сторонниками практического использования-применения знаний, популяризации науки и философии. Таких выдающихся философов как И. Кант (1724-1804), Гегель (1770-1831),  А. Шопенгауэр (1788-1860)  можно без оговорок называть практическими философами [23].

В наше время потребность в поиске смысла жизни, философского отношения к  многочисленным проблемам  в связи с кризисом цивилизации возрастает. Давайте хотя бы в течение одной недели постараемся вести анализ выпусков новостей на разных телеканалах и радиостанциях. Какую общую тенденцию мы отметим? Очень большое количество негативной информации. Глобальные проблемы в сфере экологии, экономики, политики, здоровья целых наций, моральных устоев, демографии демонстрируют кризис человечества. А непрерывный разговор об этом усиливает этот процесс. Образуется замкнутый круг. Думается  именно практическая философия может его разомкнуть.

Таким образом, практическая философия  — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли посредством слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). А практический философ — это философ, который  проводит консультирование. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам  духовной жизни, развития, любви, творчества, здоровья [24]. Соколов А. В. в 1988 г. писал: “Для того чтобы продемонстрировать практическую полезность, философия должна дать отвечающий потребностям индивидуальной повседневной практики продукт.  Именно таким продуктом может служить “практическая философия -  философское консультирование в сочетании с медицинской и психоаналитической помощью” [25]. Следует задуматься над вопросом о подготовке философа-консультанта, поскольку вузовское образование не сможет  обеспечить необходимой квалификации. Это утверждение вытекает из анализа подготовки   психоаналитика.

Согласно определению Эйдемиллера Э.Г., семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных и других расстройств как в семье в целом, так и у ее членов. Она включает вопросы медицинского, профилактического, лечебного, реабилитационного воздействия на семейные отношения [13]. Следовательно, можно поставить вопрос: какое образование должно быть у семейного психотерапевта: психологическое или медицинское? В Украине высшие гуманитарные учебные заведения выпускают психологов и практических психологов, медицинские – психиатров и клинических психологов. Специализацию по психотерапии проходят только представители медицинских специальностей. Не менее важно, кто и каким образом будет готовить семейных психоаналитически ориентированных  психотерапевтов, проводить сертификацию или выдавать лицензию на право практиковать.

Бастин Р. определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера [26]. Подчеркивая многоплановость психотерапии, Ледер С. указывает на возможные представления о психотерапии: 1) как о методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности; 2) как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения; 3) как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля; 4) как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей [27].  Первое определение основывается на медицинской модели, второе связано с психологическими концепциями, третье — с социологическими, четвертое — с философией [28]. Таким образом, термин психотерапия не является чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не имеющие медицинскогообразования, выдвигают иную — философскую и психологическую — модель психотерапии,которая основана на первичном значении этого слова — «исцеление душой». Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности. Как видим, такой подход  дает возможность  сочетать работу врача, психоаналитика и философа-консультанта дл оказания комплексной помощи.

 Следующий аспект работы с пациентом в сфере права. В Европе работа психотерапевта достаточно регламентирована. Об этом свидетельствует содержание Декларации о психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. [29].Согласно этой декларации: 1) психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию; 2) психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности; 3) гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов; 4) образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах; 5) доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук. При чем регламентированы не только подходы к образованию психотерапевта, но и формат оказания помощи, условия, длительность работы с пациентом и многое другое.

В ряде европейских стран сегодня административные инструкции, регламентирующие работу психотерапевта, условия страховых договоров в значительной мере влияют на то, кто попадает к психотерапевту, какой вид психотерапии будет проводиться, сколько сеансов составит курс психотерапии, какова будет продолжительность одного сеанса и стоимость психотерапевтических услуг. Данные исследований и клиническая практика свидетельствуют о том, что эти инструкции и условия не всегда согласуются с принципами эффективной психотерапии, но, тем не менее, они есть [30, 31]. Регламентируется такжеобязательное проведение соматического (физического) обследования до начала курса психотерапии. Поскольку в случае наличия психосоматических заболеваний психотерапевт должен сотрудничать с лечащим врачом пациента. Также немаловажным является и тот факт, что психотерапевты обязаны в соответствии с законом сохранять "психотерапевтическую тайну". Они имеют право отказаться выступать свидетелем в суде [32].

В Украине определяющим нормативно-правовым документом, в котором прописаны основные термины, понятия, касающиеся вопросов психического здоровья, является закон  Украины «О психиатрической помощи» [33].  В нем  определены правовые и организационные основы обеспечения граждан психиатрической помощью, исходя из приоритета прав и свобод человека и гражданина, установлены обязанности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по организации оказания психиатрической помощи, правовой и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, регламентированы права и обязанности специалистов, других работников, принимающих участие в оказании психиатрической помощи на территории Украины. Постановлениями Кабинета Министров Украины и  приказами Министерства охраны здоровья страны разработаны национальные медицинские стандарты оказания качественной научно-обоснованной психиатрической помощи. Но вопросов оказания психологической и психотерапевтической помощи населению вне психиатрических клиник они не рассматривают. Таким образом, закон, регламентирующий этот вид деятельности - дело будущего [34].

Насущным вопросом становится построение структуры профессионального образования и повышения квалификации, аналогичного европейскому. Европейская система учитывает три аспекта  последипломной подготовки:

1.                        теория;

2.                        личная терапия; 

3.                        практика с супервизией.

Становление такой системы в настоящее время происходит, однако полной аналогии с европейской системой нет.  Отличия от Европейской школы:

1. Во-первых, существующий в Европе стандарт супервизии - "наставник - практикующий специалист" не может сегодня быть принят из-за очень малого количества практикующих высокопрофессиональных психотерапевтов. Поэтому отличительной особенностью российской и украинской супервизионной работы является существование супервизионных групп, взявших на себя решение проблемы проведения супервизии – групповая супервизия. Но положений о порядке прохождения супервизий нет, как нет и требований к подготовке супервизоров, не говоря уже об эквивалентности индивидуальной и групповой супервизии.

2. Вторым существенным отличием является то, что в Европе психотерапия и система психотерапевтического образования строится на основе школ и выработанных ими стандартов. У нас же на нынешний момент, безусловно, основную роль играют лидеры психотерапевтических школ и направлений, харизматические личности, разрабатывающие свои направления, соотносясь, прежде всего, со своими личностными особенностями и интересами. Соответственно, выбор методов работы и даже конкретных методик, у практикующих специалистов, прежде всего, определяется личностью самого психотерапевта.

3. Еще одной особенностью европейского психотерапевтического образования является вхождение в психотерапию через личную терапию, через приобретение клиентского опыта, проработку собственных проблем с помощью техник избранной психотерапевтической школы. Психотерапевтическое образование в России, как и Украине, изначально базировавшееся на психиатрическом подходе, в принципе не предусматривало личную терапию [35].

В настоящее время регламентируют деятельность психологов, психотерапевтов и психоаналитиков в Украине в сфере образования профессиональные ассоциации. Но на сайтах этих организаций нет единообразных требований к подготовке специалистов, положений о профессии, этических кодексов, они представляют разные международные и европейские психотерапевтические ассоциации в нашей стране. Например, Европейская ассоциация психотерапевтов и психоаналитиков (EFPP) представлена в нашей стране Ассоциацией психотерапевтов и психоаналитиков Украины. Для сертификации члены данной ассоциации, получившие базовое психологическое или медицинское образование (психиатрия или психотерапия), должны пройти такую профессиональную подготовку:

1. прохождение личного или группового анализа у сертифицированных психоаналитиков ассоциации – 240 часов;

2. теоретическая подготовка на семинарах и конференциях ассоциации – 200 часов;

3. супервизионная работа – анализ сложных случаев работы с пациентами с более опытным коллегой, прошедшим специальную подготовку в рамках ассоциации – 120 часов.

Профессиональная ассоциация сама определяют частоту супервизии и количество необходимых часов супервизии в год. Цель — установить и поддерживать стандарты работы супервизоров, обеспечить супервизоров схемой для решения этических вопросов и предоставить базу для развития практики членов ассоциации, а также информировать и защищать психотерапевтов, нуждающихся в супервизии.  В Украине пока документальной и нормативной базы, формулирующей требования и нормы в работе супервизоров нет.

 Следует   вспомнить и о  психотерапевтическом контракте. В этом случае имеется в виду не только наличие законодательства, но и разработка, к примеру, стандартного варианта психотерапевтического контракта, который должен быть заключен между клиентом и психотерапевтом в начале работы. В соответствии с теорией психотерапевтический контракт - это ясно сформулированное соглашение между пациентом и психотерапевтом о совместной работе, цель которой - избавление пациента от психологических затруднений. Контракт утверждает цели и процедуры, которые будут использоваться для достижения этих целей, решает организационные вопросы, касающиеся времени, места, частоты сеансов и их оплаты [36]. При заключении контракта обе стороны имеют право на полную информацию; точно так же и пациент имеет право получить определенную информацию, прежде чем примет решение о продолжении психотерапии. Он имеет право знать, что думает психотерапевт о его психологических проблемах и что означают его рекомендации для их разрешения; он имеет право получить информацию о психотерапевтическом процессе и обязательствах участников, а также об уровне квалификации психотерапевта. Пока данный документ существует только в виде устного соглашения.

Еще один аспект деятельности психотерапевта – нравственный. Общепринятой нормой стали разработка и принятие профессиональными ассоциациями этических кодексов с целью определения этических стандартов работы психотерапевта в сферах психотерапевтической практики, обучения психотерапии и исследовательской деятельности. Этические нормы предполагают обязательство со стороны психотерапевта действовать в соответствии с этикой психотерапии на протяжении всей своей профессиональной деятельности и способствовать этичному поведению своих коллег и студентов.

Следует отметить необходимость не только законодательства, которое будет регламентировать отношения клиентов и психотерапевтов, важность положений о супервизии, этического кодекса, утвержденного варианта психотерапевтического контракта, который должен быть заключен между клиентом и психотерапевтом в начале работы, но и соответствие данных документов  современным тенденциям.

Основная причина отсутствия требуемой нормативной, документальной и законодательной базы нам видится в том, что отсутствует координация деятельности между представителями профессиональных психотерапевтических сообществ, по сути представляющих одну профессию. А именно их сотрудничество смогло бы ускорить создание правового поля для психотерапии в Украине.

Аналогичный путь создания требований к профессиональной последипломной подготовке, формированию правил, этических норм пройдет и философское консультирование. Главный аспект во всей деятельности – практическая подготовка. Поэтому создание семейных медицинских центров,  которые бы объединяли врачей,  психотерапевтов, психологов, философов-консультантов,  способствовало как эффективной практической подготовке специалистов, так и оказанию комплексной помощи семье.

 

 

 

Список литературы:

1.                     Сидорина Т.Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т.Ю. Сидорина. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 456 с.

2.                     Попкова Н.В. //Вестник Московского университета./Глобальные проблемы современности и технологическое развитие.  Серия 7. Философия. №1. 2005. С. 96-106.

3.                     Печчеи А. Человеческие качества --  М., 1986. С. 54.

4.                     Алейникова О.С. // Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции./ Влияние культурного кризиса на проявление социального одиночества в современной России  Выпуск 3. Под ред. В.В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С.69-75

5.                     Бессонов Б.Н. Цивилизация и экология: новые ценности.-ЭкологияЧ.1. М., 1994. С. 17

6.                     Лазарев Ф.В., Сыропятов., Яновский С.С. Введение в психосоматическую антропологию. Изд. Н. Ореанда. Симферополь, 2010, 133 с.

7.                     Тумусов Ф.С. Плюсы и минусы цивилизационного кризиса./ Газета Независимая за 06.03.2001/ http://www.ng.ru/ideas/2001-03-06/8_plus_n_minus.html

8.                     Харитонов А.Н. Психоаналитический подход в семейной психотерапии // Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 1999. С. 120-123

9.                     Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М., 1993. С. 76

10.                                    Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный портрет в интерьере». Семейная терапия//Перевод с англ Т.К. Кругловой. -- М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 304 с.

11.                 Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. И.Г. Малкина-Пых -- М., Изд-во Эксмо, 2006 г.-  С. 992

12.                 Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия. Методические рекомендации/В. Мягер., Т. М

13.                 Эйдемиллер Э.Г. Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах: Научный доклад  по материалам публикаций, представленных на соискание ученой степени доктора медицинских наук/Э. Эйдемиллер. --СПб.: Психотерапевтический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. с.17-26

14.                 Джойс Макдугалл. Театры тела: Психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств/Дж. МакДугалл --   Пер. с франц.-М.: «Когито-Центр», 2007.- С.216

15.                 Яновский С.С.Антропология семьи и семейная психоаналитическая психотерапия.// Профилактика и  лечение семейных отношений. /Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология». Том 22 (61). № 1, 2009. С. 83-93

16.                 Москаленко В. А. Зависимость: семейная болезнь. Издательство: ПЕР СЭ, 2006 г.- С.336

17.                 Меннингер К. Война с самим собой.  М. «ЭКСМО-Пресс». 2001.- С. 480

18.                 Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.- С. 6-22

19.                 Пигров К.С // Экзистенциальный смысл настоящей старости  Философия старости: геронтософия/Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.3-6

20.                 Балашов Л.Е.Практическая философия или софология. 2-е издание, с изменениями, расширенное 574 с

21.                 ВасильеваТ.В.Афинская школа философии.М., 1985. С. 109.

22.                 ЛосевА.Ф. , А.А.Тахо-Год. Платон. Аристотель.М., 1993. С. 248

23.                 Лазарев Ф.В., Яновский С.С., Тихонова О.И. //Интеграция практической  философии в психотерапию.Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского/ Серия «Философия. Социология».Том 22 (61). № 1, 2009. С. 83-93.

24.                 Балашов Л. Е. //Практическая философия. Статья из Вестника Российского философского общества, № 3, 2000 г.

25.                 Соколов. А.В. // Объективные трудности и пределы сближения философии с жизнью./Характер и способы связи  философии с жизнью (тезисы к научной конференции). М., 1988. С. 61-61

26.                 Bastine R., Psyhotherapie. In R.Bastine et al. (Eds),  1982, 311-317.

27.                 Ледер С. Этические вопросы психотерапии / С. Ледер. --Транскультуральные исследования в психотерапии - Л., 1989. - С. 27-35.

28.                 Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Издание 2-е, дополненное и переработанное./СПб.: Питер, 2000 с. 655.

29.                 Декларация по психотерапии. Принята Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990. http://vedara.biz.ua/index/0-30

30.                 Sanford, R.S. (1986) //Unconditional positive regard: A misunderstood way of being.  Revista de Psiquiatria уPsicologia Humanista, 17 (4), p. 27—35.

31.                 Osterreichischer Bundesverband fur Psychotherapie, 1996. p. . p.12.

32.                 Winnicott, Donald W. //"Hate in the Countertransference," Int'l J. Psychoanalysis 30:69-74

33.                 Тихонова О.И // Правовые, образовательные и нравственные аспекты семейной  психотерапии./ Ученые записки ТНУ им. В.И. Вернадского. Том 22 (5)

34.                 Чекчурин Ю.А Психотерапия: пути развития. http://psychology.net.ru/talk/viewtopic.php?t=17678

35.                 Вайнер Ирвинг Б. Основы психотерапии/Б. В. Ирвинг. --  Золотой фонд психотерапии, Психологическая психотерапия. Изд. Питер 2-е издание, 2002 год, 288 с

36.                 Яновский С.С. Семейная психоаналитическая психотерапия. Курс лекций. Изд. Н.Ореанда. Симферополь, 2010, 113 с.

 

 

 

 

 

Family psychoanalytical psychotherapy: spiritual and legislation aspects

 

Tikhonova O.I.

 

 

Resume:This article is devoted to the crisis of the family in the modern society and how to analyze the way out of it. The author consider the possibility of the complex help to the family with the use of family psychoanalytical psychotherapy with the combination of methods of philosophical consultancy in the situations with existential crisis. Also attention given to the legislation aspects of the family.

 

Key words:family crisis, family psychoanalytical psychotherapy, philosophical consultancy

 

 

 

Cімейна  психоаналітична психотерапія: духовні та правові аспекти

 

 

Резюме:Стаття присвячена питанням кризи сім'ї в сучасному суспільстві і аналізу шляхів виходу з нього.  Автор розглядає можливість  комплексної допомоги сім'ї з використанням  сімейної психоаналітичної  психотерапії  у поєднанні з методами філософського консультування  в ситуаціях екзистенціальних  криз.  Також приділяється увага  правовим  аспектам  психотерапії сім'ї.

 

Ключові слова:  криза сім'ї,  сімейна  психоаналітична психотерапія,  філософське консультування