Образовательная программа проектов

Образовательная программа  проектов

«Теория и практика семейной психоаналитической психотерапии»

 

Часть 1. Введение в семейную психоаналитическую психотерапию 

I.                  Виды современного психоанализа

I.I. по форме (виду) реализации:

·                          индивидуальный психоанализ (З.Фрейд);

·                          групп-анализ (З.Фулкс);

·                          семейный психоанализ (Н.Аккерман);

I.2. по работе с различными возрастными категориями пациентов:

психоанализ детей (детский психоанализ);

психоанализ подростков;

психоанализ взрослых;

I.3.   по показаниям (уровню нарушения психики пациента):

·                          психоанализ пациентов с неврозами; пациентов с нарушениями характера; нарциссических пациентов;

·                          бодерлайн пациентов (borderline);

·                          психотиков,

·                          пациентов с шизофренией;

I.4. по соотношению теории и практики:

·                          теоретический психоанализ (теоретико-методологический, философский);

·                          клинический;

·                          прикладной.

 

II.              Направления современного психоанализа

 

II.1. инстинкт-теорию З.Фрейда (классический психоанализ) и его последователей в МПА (IPA), значение влечений в психической жизни личности;

II.2. объект-теории (М.Кляйн, Р.Фэрберн, Д.Винникотт, М. Баллинт, Гантрип, Дж. Боулби, Р.Спитц, М.Малер, Д.Штерн и др.), роль межличностных отношений в семье;

II.3. эго-психологию (А.Фрейд, Э.Эриксон, Х.Хартманн, Левенштейн, О.Кернберг и др.), структура Эго, ее отношения с другими структурами, внешней реальностью;

II.4. селф-психологию, или психологию нарциссизма (Х.Когут, О.Кернберг, Г.Розенфельд, Г.Зайдлер и др.), значение раннего развития личности в период нарциссизма, особая метапсихология для нарциссических теорий личности;

II.5. психосоматические теории (телесно-ориентированный психоанализ) (Ф. Александер, В. Райх, Т. Френч, А. Лоуэн и др.), психоаналитическое толкование психосоматических процессов взаимодействия, соотношение психики и сомы, биоэнергетический подход в соединении с психодинамическим;

II.6. гуманистический психоанализ (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Сал: Ливан),;

II.7. экзистенциальный психоанализ (Р. Мэй, X. Диллема, Р.Д. Лэнг), акцентирование роли смысла существования в психоаналитическом измерении.

II.8. семейный психоанализ.

 

III. Направления семейной психотерапии

 

III. 1. Семейная психоаналитическая терапия Н.Аккермана

III.2.  Экспериенциальная семейная психотерапия К.Витакера и  В.Сатир

III. 3. Семейная системная психотерапия М.Сельвини и  М.Боуэна

III. 4. Стратегическая семейная терапия Д.Хейли

III. 5.  Структурная семейная терапия  С.Минухина и другие.

III.      Семейная аналитическая психотерапия (по уровню нарушенности семьи и ее членов).

IV. 1.  Cемейная психология психоаналитического толка(консультативная помощь семьям с проблемами);

IV.1.1.сущность брака, нуклеарной семьи,

IV.1.2. типология брака, семьи;

IV.1.3. функции семьи;

IV.1.4. жизненный цикл семьи;

IV.1.5. семейные комплексы (Эдипа, Электры, Каина);

IV.1.6. индивидуальные, семейные защитные механизмы;

IV.1.7. семейные объектные отношения, в том числе взаимоотношения, их типология по различным основаниям,

IV.1.8. отношения в различных подсистемах (супружеские, родительско-детские, родственно-семейные);

IV.1.9. семейное взаимодействие;

IV.1.10. роли в семье: психосексуальные (мужские, женские), традиционные в нуклеарной семье (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, брат, сестра), в расширенной семье (бабушка, дедушка, внук, внучка, дядя, тетя, свекр, свекровь, невестка, теща, тесть, зять и др.), неформальные роли (хозяин, лидер, ответственный за досуг и др.);

IV.1.11. любовные чувства, эмоции, отношения в семье (Эрос, Тана-тос); агрессивные чувства, эмоции;

IV.1.12. топографическая и структурная модели личности в семейном контексте - отношений и взаимодействий;

IV.1.13. развитие личности ребенка (стадии развития в классической инстинкт-теории З.Фрейда и объект-теориях);

IV.1.14. линии развития ребенка в процессе социализации (А.Фрейд, М.Кляйн, М.Малер);

IV.1.15. стили воспитания (конструктивные, зрелые и деструктивные, нарушенные);

IV.1.16. психология детской сексуальности (феномены, механизмы, закономерности);

IV. 1.17. психология мужской, женской сексуальности (феномены, механизмы, закономерности).

IV.            2. Cемейная психоаналитическая психотерапия.(особенности работы с дисгармоничными семьями,  с семьями, у членов которых есть расстройства, зависимости ).

IV. 3. Cемейная психоаналитическая психопатология (особенности работы с семьями,  у членов  которых выявлены психопатологические изменения)

Часть 2.  Методология и организация  семейной психоаналитической психотерапии

V.1.1        История

V.1.2.     Методологическая основа семейной психоаналитической психотерапии

V.1.3.     Семейная психотерапия или индивидуальная

V.1.4.     Современные особенности семейной терапии

V.1.5.     Личность психотерапевта

V.1.6.     Ведение записей в ходе терапии

V.2. Организация семейной психоаналитической психотерапии и ее этапы

V.2.1.     Психоаналитический сеттинг и терапия

V.2.2.     Этапы семейной психоаналитической психотерапии

V.2.3.     Первая встреча

V.2.4.     Диагностическое интервью

V.2.5.     Методы семейной диагностики

V.2.6.     Психотерапевтический контракт

V.2.7.     Средняя стадия терапии

V.2.8.     Завершение работы и оценка результатов психотерапии

VI. Техники и приемы

VI.1. Аналитические приемы: традиционный анализ сновидений, свободных ассоциаций, фантазий, пересекающихся переносов-контрпереносов, индивидуального, семейного сопротивления (защит), актуальных переживаний членов семьи с помощью конфронтации, прояснения, интерпретации и тщательной проработки.

VI. 2.  Специальные техники семейной психоаналитической психотерапии (по Н.Аккерману, 1982): противодействие неуместному отрицанию, смещению и рационализации конфликта; трансформация скрытого, неявного конфликта в открытую форму взаимодействия; поднятие скрытого внутреннего конфликта до уровня межличностного взаимодействия; нейтрализация паттернов формирования роли "козла отпущения", укрепляющей позицию одного из супругов за счет принесения в жертву другого; преодоление сопротивления и ослабление общего конфликта, чувства вины и страха посредством конфронтации и интерпретации; проигрывание роли родителя со стороны психотерапевта, контролирующего межличностную опасность, служащего источником эмоциональной поддержки и удовлетворенности, обеспечивающего недостающие супружеской паре эмоциональные составляющие (улучшение комплиментарности отношений); использование психотерапевтом самого себя в качестве "инструмента" для тестирования реальности; просветительская функция психотерапевта и его демонстрация на собственном примере полезных моделей "здорового" взаимодействия между супругами.

VI.3. Специфические неаналитические техники: наблюдение; слушание; вопросы и резкие остановки "при пустом обсуждении"; техника улучшения коммуникативных возможностей; отстранение с целью объективного суждения; частичное вмешательство (интервенция); активность; мини-интерпретации; сопоставление позиций-метафор (конструктивный спор); откровенность как расходование ресурсов конфронтации; исследование супружеских объектных отношений по сферам (психоэмоциональная, сексуально-эротическая, культурного общения, материально-бытовая, воспитательная); сопоставление паттернов поведения в родительских семьях; анализ контекста фраз, слов, их специфики у каждого из супругов; эмпатия; конгруэнтность; принятие и полное понимание всех членов семьи (или одного из них при индивидуальной форме).

VII.  Супервизия

VII.1.   История супервизорства

VII.2.   Выбор  супервизора

VII.3.   Особенности проведения  супервизии

VII.4.   Супервизорские отношения

Часть 3. Практика

VIII. Практика в семейной психоаналитической психотерапии

VIII. 1. Наркоман и семья. Зависимость и созависимость.

VIII. 2. Семья и проблемы с детьми.

VIII. 3. Предразводные ситуации в семье. Развод.

VIII. 4. Психосоматическая семья.

VIII. 5. Одиночество.

VIII. 6. ПТСР в семье.

VIII. 7. Раковые заболевания у членов семьи.

VIII. 8. Алкоголизм и семья.

VIII. 9. Пищевая зависимость и  семья.

VIII. 10. Тревожные расстройства и семья.

VIII. 11. Депрессия   и семья.

VIII. 12. Игровая зависимость и семья.

VIII. 13. Усыновленные дети.

VIII. 14. Работоголик и семья.

VIII. 15. Семья и сексуальность.

VIII. 16. Добрачное консультирование.

VIII. 17. В семье ждут ребенка.

VIII. 18. Второй брак.

VIII. 19. Дети и внуки.

VIII. 20. Семья  после 50.

Литература

1.                Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней/ Пер. с англ. – М.: Прогресс-культура, – 1995.

2.                Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии. – М.: Когито-центр,  –2002.

3.                Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. М.: Академ, проект; – Екатеринбург: Деловая книга, – 1999.

4.                Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики. – М.: Класс, – 1998.

5.                Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: Рефлбук, 1997.

6.                Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – С.-Пб.: Питер, – 2001.

7.                Винникотт Д.В. Разговор с родителями// Пер. с англ. – М.: Класс, – 1999.

8.                Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, – 1998.

9.                Жалюнене Е.В. Вклад Р.Фейрнбейрна в теорию объектных отношений7/ Российский психоаналитический вестник, – 1994. – № 3-4. – С. 187- 191.

10.           Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – С.-Пб.: Б.С.К, – 1997.

11.           Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/ Пер. с англ. М.: – Класс, – 1998.

12.           Кернберг О.Ф. Отношениея любви: норма и патология. – М.: Класс, – 2000.

13.           Ключевые понятия психоанализа/Пер. с нем. - С.-Пб.: Б.С.К., 2001.

14.           Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. – С.-Пб.: Б.С.К., – 1997.

15.           Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, – 1991.

16.           Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Высш. школа, – 1996.

17.           Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Эксмо. – 2005. –784 с.

18.           Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу/ Пер. с франц. Челябинск, – Урал ЛТД, – 1999.

19.           Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия. Методические рекомендации/В. Мягер., Т. Мишина. Ленинградский НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Л., 1976. 217 c.

20.           Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы/Пер, с англ. О. Очкур, А. Шишко. – М.: Изд-во Эксмо, – 2004. – 960 с., ил.

21.           Обухов Я.А. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д.В.Винникотта). – М.: Р МАПО, – 1997.

22.           Оудсхоорн Д.К. Детская и подростковая психиатрия. – М: Соц. и клин, психиатрия, – 1999.

23.           Психоанализ в развитии: Сборник переводов/ Сост. А.Н. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, – 1998.

24.           Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа/ Пер. с англ. – С.-Пб.: ВЕИП, – 1995.

25.           Семейная психотерапия. – С.-Пб.: Питер, – 2000.

26.           Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. М.: Учебно-методический коллектор "Психология", – 2001.

27.           Тайсон Д., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, – 1998.

28.           Харитонов А.Н. Объект-теории как методологическая основа семейной психоаналитической психотерапии// Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской конференции по психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, – 2002. СЛО.

29.           Харитонов А.Н. Психоаналитический подход в семейной психотерапии // Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, – 1999. – С. 120-123.

30.           Харитонов А.Н. Семейное психоаналитическое интервью// Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, – 1999. – С. 118-120.

31.           Харитонов А.Н. Семейный психоанализ как самостоятельное направление семейной психологии и семейной психотерапии// Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской конференции по психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, – 2002. – С. 18.

32.           Харитонов А.Н. Типология семейных отношений// Актуальные проблемы семьи в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, – 2002. – С. 59-61.

33.           Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный портрет в интерьере». Семейная терапия//Перевод с англ. Т.К. Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», –1998. – 304 с. 

34.           Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, – 1989. –  192 с.

35.           Эйдемиллер Э.Г. Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах: Научный доклад  по материалам публикаций, представленных на соискание ученой степени доктора медицинских наук/Э. Эйдемиллер.  – Пб.: Психотерапевтический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. с.17-26.

36.           Эйдемиллер Э.Г. и др.,  Семейный диагноз и семейная психотерапия – СПб.: Речь, – 2003.

37.            Яновский С.С. Семейная психоаналитическая психотерапия. – Курс лекция. Симферополь : Н. Ореанда. – 2010. – 136 с.